В этом году особенностью проведения МКШ стал учебно-методический семинар по проектному образованию «Моделирование и образование». Мероприятие прошло в формате мастер-классов, а его участниками стали студенты, планирующие стать педагогами. Будущие наставники проектов прослушали лекции о современных методах преподавания, обогатили свои педагогические навыки и узнали о новых подходах в образовании.
Дальневосточный федеральный университет на Международной компьютерной школе представляли студентки Института наукоемких технологий и передовых материалов — Юлия Гордиенко и Нина Амелькина, обучающиеся по направлению бакалавриата «Физика», и студент направления «Прикладная математика и информатика» Института математики и компьютерных технологий Матвей Кислюк.
В течение четырех дней полного погружения в проектную деятельность участники создавали учебно-исследовательские и инженерно-конструкторские проекты и реализовывали их вместе со школьниками МКШ-2024. Каждый из проектов был направлен на повышение знаний детей в области математики, физики и информатики, а инновационный подход к обучению, основанный на методологии моделирования, позволил школьником не только усвоить сложные научные концепции, но и заинтересоваться этими предметами.
— Международная компьютерная школа нацелена на продвижение проектного образования в общеобразовательных школах и не только. Для этого она готовит наставников, которые смогут правильно, грамотно и профессионально преподнести изучаемый материал с помощью чётко проработанного проектному плану, которому школьники будут следовать. Мне, как наставнику, было приятно услышать слова благодарности от ребят и их родителей, ведь это мотивирует продолжать собственное обучение и применять полученные знания на практике — развивать проектное образование в школах, — рассказала, Юлия Гордиенко, студентка ИТПМ ДВФУ.
Слушатели подготовительного педагогического семинара познакомились с особенностями новой для них образовательной парадигмы на практике. Студенты вузов придумывали интригу проектов, определяли цели и задачи, выбирали необходимые инструменты. Занимались участники и экспериментами, демонстрирующими связи между измеряемыми характеристиками наблюдаемых процессов и явлений, — например, превращением энергии из одного вида в другой и ее сохранением в изолированной физической системе.
Молодые специалисты обобщали возникающие в опытах закономерности, разрабатывали содержание предметной деятельности и словарь основных используемых терминов. При этом содержание предмета не разбивалось на набор изолированных тем по принципу школьного учебника, а на практике демонстрировало их взаимосвязь. Так, ключевым школьным дисциплинам возвращалась их системная связь, а содержание программ опережало требования ФГОС для учащихся определенного возраста.
Нина Амелькина, студентка ИТПМ ДВФУ:
— Эта поездка была очень полезной и нужной. В начале школы нам сообщили, что мы должны будем организовать проектную работу для детей, которые приедут через неделю, – придумать план работы, задания и мотивацию. Я также была советником у ребят, это что-то вроде вожатства. Работать с детьми было очень увлекательно, и поскольку я собираюсь быть учителем, – это был ценный опыт. МКШ оставила у меня только самые лучшие воспоминания, я получила навыки, которые понадобится мне в будущем, а также – массу новых знакомств!
— Понимая важность подготовки кадров для наукоемких направлений и проектов, УНЦ сформулировал идею новой образовательной программы для будущих учителей физики, математики и информационных технологий, с использованием научного потенциала Института и опыта в организации и проведении учебно-исследовательских, учебно-методических и просветительских программ как для учителей, так и учащихся.
Речь идет о раннем, на уровне младших курсов, погружении студентов — будущих педагогов в учебно-методические и учебно-инженерные программы, использующие как методы традиционной педагогики, так и подходы, основанные на передовых психолого-педагогических подходах, включая методологию моделирования», — рассказал ведущий методист Учебно-научного центра ОИЯИ, научный руководитель МКШ-2024 Петр Ширков.
Одним из запоминающихся событий Школы стала экскурсия на Адронный коллайдер NICA, где участники своими глазами увидели передовые технологии и узнали о последних достижениях в области физики элементарных частиц.
В Международной компьютерной школе команда учащихся из ДВФУ и школ Приморья участвовала под патронажем Информационного центра ОИЯИ в ДВФУ и в сотрудничестве с Министерством образования Приморского края и Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока.
Напомним, информационный центр на базе ДВФУ — это часть сети инфоцентров ОИЯИ, которая простирается от севера России до юга Африки. ИЦ в ДВФУ был открыт в мае 2022 года, и его деятельность придала новый импульс активно развивающемуся сотрудничеству ОИЯИ и ДВФУ, предоставляя возможности для знакомства студентов, аспирантов и молодых специалистов с уникальной научной инфраструктурой и исследовательскими возможностями института и выбора направлений научно-исследовательской деятельности. В октябре 2022 года было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве и взаимодействии между Правительством Приморского края, ОИЯИ, ДВФУ и ДВО РАН.