Новости

1 марта 2016

Кораблестроительное образование можно разделить на две основные категории. Первая из них объединяет подготовку специалистов по эксплуатации морских транспортных средств и их оборудования. Вторая связана с проектирование, разработкой, исследованием, изготовлением и ремонтом объектов морской техники. Различие между этими группами специальностей достаточно выражено и проявляется в том, что образование второй категории отличается фундаментальностью, математической и теоретической сложностью. Специальности этой группы относятся к тем немногочисленным (наряду со специальностями, связанными с авиацией и космонавтикой), обучение по которым всегда имело увеличенную продолжительность. Именно с подготовкой по фундаментальным морским специальностям второй группы началось дальневосточное высшее морское образование.

Подготовка инженеров по морским  техническим специальностям на Дальнем Востоке России изначально была сосредоточена на  кораблестроительном факультете Дальневосточного политехнического института. Обучение студентов по этим специальностям началось задолго до организации самостоятельного факультета – сначала на механическом отделении технического факультета Государственного дальневосточного университета (ГДУ), а с 1930 г. в рамках механико-энергетического факультета ДВПИ, Первым и тогда единственным инженером кораблестроителем, получившим диплом был Петр Кузмич Пантелеев, защитивший в 1925 году проект на тему « Теплоход электросварной конструкции для рейсов Владивосток-Петропаловск -на Камчатке», что можно расценивать как начало кораблестроительному образованию на Дальнем Востоке России.

Петр Пантелеев был первым и некоторое время единственным преподавателем ГДУ, а затем в ДВПИ. Его отличала энциклопедическая образованность, разносторонние знания в различных областях. Он в совершенстве владел четырьмя основными языками: английским, немецким, итальянским и французским. Знания языков очень помогли ему при работе над дипломным проектом. Материалы для дипломной работы он собирал в иностранных журналах. Можно было поражаться его высокой работоспособности. За годы своей работы Пантелеев успешно вел обширные специальные курсы; «Теории корабля», «Качка судов», «Вибрация судов», «Строительная механика корабля» и мн. Др.  Во Владивостокских вузах он читал не только курс дифференциального и интегрального исчисления, но и теорию вероятности, исчисление конечных разностей, теорию ошибок и др.

В истории Морского института имя П.К. Пантелеева сохранится навсегда не только как имя первого выпускника-кораблестроителя, но и как крупнейшего преподавателя специальных дисциплин., первого заведующего кафедрой судостроения.

По инициативе крупного ученого профессора В.П. Вологдина в 1926 году в ДВПИ была открыта сварочная специальность. Выпуск первых трех инженеров сварщиков состоялся в 1930 году. Надо заметить, что ДВПИ был первым в нашей стране вузом, начавшим подготовку инженеров сварочной специальности, поэтому значительное число выпускников было направлено на работу в Европейскую часть страны, а меньшая их часть осталась работать на Дальнем Востоке. Всего к 1940 году окончило ДВПИ с дипломом инженера-сварщика 63 человека. Многие из них выросли в крупных ученых руководителей промышленности, занимавших в свое время высокие посты. Среди них можно назвать Академика Н.Н. Рыкалова, министра СССР В.Н. Доенина, лауреатов Ленинской и  Государственной премий К.В. Любавского, Б.И. Лазарева, З.Г. Згибнева, А.И. Поповича, Е.В. Соколова. Двое из выпускников 1931 года – первый декан кораблестроительного факультета М.С. Куликов и профессор И.В. Горбачев, остались работать в ДВПИ,В 1931 году получили диплом инженеров-кораблестроителей 12 человек.. До 1937 года 37 выпускников получили образование по специальности «Судостроение и судоремонт». Затем специальность была временно закрыта, а студентов перевели в Ленинградский кораблестроительный институт.

Многие из выпускников этого времени сыграли видную роль в развитии отечественного судостроения. Из них можно отметить Героя социалистического труда, лауреата Ленинской премии П.П. Пустынцева; лауреата Государственной премии А.З. Голланда; руководителей предприятий Е.П. Гринько, Н.В. Кормилицина, Л.М. Привалова, профессора В.Д. Мацкевича.

В этот период инженеров-судомехаников в ДВПИ практически не готовили, т.к. обучение велось по широкому профилю специальности инженера-теплотехника. В январе 1940 года был организован  кораблестроительный и судомеханический факультеты. Этот год  и считается  годом рождения нашего факультета, затем Морского института, а в настоящее время это кафедры Инженерной школы ДВФУ.

С первых лет работы факультета преподаватели его специальных кафедр работают в тесном контакте с работниками промышленности, проектных организаций, пароходств, принимают участие в решении многих актуальных задач, привлекая к работам и студентов. Вот лишь некоторые из них: мобилизационное оборудование гражданских судов по военному времени; подготовка легких военных кораблей к переходу по Северному морскому пути на запад; исследование причин появления трещин в корпусах судов типа "Либерти" и рекомендации по их устранению; исследование возможности продления эксплуатации судов с изношенными корпусами; остойчивость буксиров при рывке буксирного троса; расчеты и рационализация доковых опорных устройств; прочность корпусных конструкций при ударных нагрузках; новые конструктивные типы судов; прочность корпусов судов ледового плавания; концентрация напряжений в районе прерывистых связей корпуса; блочный метод ремонта корпуса и многие другие.

 В 1947 г. судомеханический факультет влился в кораблестроительный.

С 1961 г. на факультете вновь открывается сварочная специальность. С образованием факультета ведется активная работа по созданию преподавательского коллектива и материальной базы. В ДВПИ направляются на работу молодые выпускники Ленинградского кораблестроительного института Н.В. Барабанов, А.Д. Ковтун, Г.Л. Гимбург, привлекаются работники промышленности П.П. Пустынцев, В.С. Антоненко, К.Г. Галихманов, А.Г. Верете.

В суровые годы Отечественной войны  многие преподаватели и студенты ушли на фронт, однако учеба на факультете продолжалась, и в 1943 году состоялся выпуск 13 инженеров-кораблестроителей и 43-х  судомехаников. С этого времени факультет регулярно поставляет народному хозяйству страны все новые отряды специалистов.

В 50-е г. ряд преподавателей КСФ защищает кандидатские диссертации в вузах Ленинграда и Горького. Это дало возможность с середины 60-х гг. молодым преподавателям и сотрудникам ДВПИ обучаться в аспирантуре и защищать диссертации в Совете ДВПИ. С середины 60-х гг. некоторые преподаватели начинают защищать и докторские диссертации. Это Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Г.П. Турмов, К.П. Горбачев, А.П. Латкин, В.В. Пикуль, Г.А. Лаврушин, В.Г. Бугаев, С.В. Антоненко, Е.М. Беловицкий, А.П. Аносов, В.А. Кулеш, Ю.Н. Павлюченко, В.Т. Луценко; несколько человек стали докторами транспорта РФ.

Всякая школа сильна своими учениками и сегодня Инженерная школа (ДВПИ-ДВГТУ) гордиться тем, что многие ее выпускники стали профессионалами, известными и заслуженными специалистами своего дела.

                                                 Н.И. Восковчук, д.т.н. ,профессор ИШ ДВФУ