Новости

29 февраля 2016

Создание судостроительного кластера и строительство судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае в рамках стратегии развития Дальнего Востока до 2020 г.– настоящий прорыв в развитии экономики региона. Новая верфь будет обладать уникальными для российского рынка возможностями в области судостроения: планируется выпускать танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, суда ледового класса и специальные суда для освоения шельфа Мирового океана. Уже сегодня в судостроительной отрасли Дальнего Востока создано около восьми тысяч рабочих мест, из них около 30 процентов - для инженерно-технических работников.

О том, как Инженерная школа развивает кадровый потенциал, реализовывает новые модели образовательного процесса, направленные на подготовку и переподготовку специалистов для судостроительной отрасли Дальнего Востока, рассказал Олег Суров, к.т.н., доцент, начальник управления реализации образовательных программ, координатор кластера машиностроение, морская техника и транспорт Инженерной школы ДВФУ.

-  В настоящее время Инженерная школа готовит технических специалистов для нужд судостроительной и судоремонтной отрасли по 26 образовательным программам, из которых 22 – бакалавриат, 4 –специалитет. Для Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) – ИШ готовит специалистов кораблестроения, океанотехники объектов морской инфраструктуры; машиностроения; автоматизации технологических процессов и производств; конструкторско-технологического обеспечения производства; электроэнергетики и электромеханики. Интерес к этим специальностям постоянно растет. Например, в 2014 году на 20 бюджетных мест по профилю «сварочное производство» заявлений подано от абитуриентов более 100; на 46 бюджетных мест направления подготовки «кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» более 150 заявлений. Хочется отметить и то, что 95% бюджетных мест выделено под целевой набор для предприятий ОПК. Такая же ситуация ожидается в 2016 году при наборе абитуриентов для обучения в ИШ по перечисленным направлениям подготовки. Крупные российские предприятия и корпорации заинтересованы в профессиональных кадрах и заблаговременно готовят кадровый резерв для своей компании.

- Чем отличается целевой набор от набора просто на бюджетной основе и в чем его преимущества?

- Целевые места в вузе, как правило, выделяются для обучения по специальностям, потребность в которых, определена государством. Сейчас это, в основном, специальности и направления подготовки инженерно-технического профиля для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Целевой набор — это тоже поступление в вуз на бюджетное обучение. Разница лишь в том, что абитуриент не участвует в общем конкурсе, а проходит отбор по отдельному конкурсу для «целевиков»: подает в приемную комиссию стандартный пакет документов и договор с предприятием о целевом обучении. Таким образом, после окончания студентами-целивиками ДВФУ заинтересованные работодатели гарантированно получают специалистов, обладающих нужным набором знаний, практическими навыками и необходимыми профессиональными качествами. К примеру, ДЦСС ведет целевой набор по специальностям судостроения и судоремонта, при этом гарантирует своим студентам стипендию от предприятия за хорошую учебу, подготовку курсовых и дипломных работ по реальным судостроительным проектам, производственную практику на предприятиях отрасли и, разумеется, трудоустройство. Это, безусловно, прекрасная возможность близкого знакомства с компанией, ее требованиями, корпоративной культурой. Будущие специалисты могут понять, «узнать» профессию на деле, определиться по душе выбранная стезя или нет. Цифры говорят сами за себя: в 2013 году прошли практику в интересах компаний, интегрированных в структуру ОАО "ДЦСС" (в СВРЦ, ДВЗ "Звезда" и ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод") 165 студентов; в 2014 - 183 чел.; в 2015 производственную практику прошли более 200 чел.

Абитуриенты, поступающие на кораблестроительные специальности, могут быть уверены, что признание судостроения приоритетной отраслью экономики и развитие судостроительной программы обеспечат их занятость не на одно десятилетие.

А высокий уровень подготовки выпускников мы гарантируем - профессорско-преподавательский состав в Инженерной школе является одним из самых квалифицированных. Половина всех преподавателей - корабеллов - это доктора технических наук и профессора, продолжатели известных в стране научных школ, которые создавались и развивались в течение 75 лет. Процесс подготовки преподавателей высшей квалификации продолжается и сейчас. Ежегодно защищаются кандидатские диссертации, и штат преподавателей пополняется молодыми кандидатами наук. Все преподаватели проходят стажировки, как за рубежом, так и в крупнейших вузах России. Расширяются международные связи со странами АТР.

В 2014 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Дальневосточным федеральным университетом и южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding Marine Engineering. Благодаря ему появилась возможность обмена студентами, а наши преподаватели смогут повысить квалификацию, пройдя стажировку на верфях Южной Кореи, которая ежегодно спускает на воду около 100 судов. И это залог будущего развития не только кораблестроительного образования, но и судостроительной отрасли в целом, которая сегодня претерпевает долгожданное возрождение.

- Олег Эдуардович, на заводе «Звезда» в г. Большом Камне в настоящее время устанавливается современное высокотехнологичное оборудование, и работать на нем должны подготовленные специалисты. Каким образом Инженерная школа способствует повышению квалификации работников ДЦСС?

-  Повышение квалификации для работников ДЦСС мы проводим в рамках Президентской программы подготовки инженерных кадров России. На базе ДВФУ для технических специалистов судостроительных предприятий ДЦСС организуем семинары с последующей стажирвкой на международных производственных площадках (верфях) зарубежных компаний. Так в 2014 г. реализована программа повышения квалификации на тему «Ресурсосберегающие технологии при организации и проведении работ в судоремонте», организована стажировка в Центр судоремонта  "Звездочка" (г. Северодвинск); 4 сотрудника ДЦСС прошли зарубежную стажировку на верфи  кампании Винашин (Вьетнам). Раннее, в 2013 г. такая же программа повышения квалификации кадров ДЦСС была реализована совместно с университетом прикладных наук, технологии, бизнеса и дизайна (г. Висмар) и производственной компанией IMG - поставщиком технологического оборудования для завода «Звезда»

- Подготовка высококвалифицированных современных специалистов-корабелов не возможна без развития научно-исследовательской работы в области судостроения. Какие фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки реализуются на площадке Инженерной школы?

- В рамках программы развития ДВФУ в ИШ созданы Международные научно-образовательные центры: «R&D центр «Арктика» и «Проектирование морской техники для арктических условий», позволяющих вести научно-исследовательские работы и  подготовку высококвалифицированных кадров для кораблестроительной промышленности.

В настоящее время мы реализуем 2 совместных проекта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) с привлечением средств государственной поддержки общей стоимостью 768,5 млн. руб. Совместно с ДВЗ "Звезда" - проект "Модернизация производства на основе разработанных инновационных технологий нанесения защитных покрытий для элементов морской техники и обеспечение экологической безопасности производства". НИОКР "Разработка и внедрение технологий восстановления деталей с применением волоконных лазеров средней и большой мощности совместно с ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод".

Реализация намеченных планов развития кораблестроительного образования с учетом потенциала кафедр ДВФУ обеспечит повышение конкурентоспособности отечественного судостроения, прежде всего, в АТР. При этом ДВФУ должен выйти на передовые позиции и приблизиться к мировому уровню.  

Сегодня ДВФУ включен в список опорных российских вузов – партнеров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»( г. Москва) по подготовке новых кадров, разработке и продвижению новых передовых технологий для судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке.

                                                                          Интервью подготовила Лариса Бекетова