Студенческий научный кружок «Исследовательский инструментарий историка» - 2019–2020

18 мая 2020

Студенческий научный кружок «Исследовательский инструментарий историка» является одной из форм научно-исследовательской работы студентов 1–4 курса, обучающиеся по программе бакалавриата 44.03.03 Педагогическое образование «История и обществознание». Он привлек внимание студентов, специализирующихся на кафедре исторического образования, интересующихся всеобщей и отечественной историей.

Цель работы научного кружка: сформировать и развить интерес к исследовательской работе по широкой тематике.

Задачи:

  • разработка актуальных тем для проведения научно-практического исследования по тематике научно-исследовательской работы кафедры исторического образования Филиала ДВФУ в г. Уссурийске (Школы педагогики);
  • создать условия для творческой работы по теме исследования;
  • своевременно информировать студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, и о возможности участия в них;
  • содействие и консультативная помощь студентам в их подготовке к конкурсам, научным конференциям и др.;
  • помощь в подготовке результатов научного исследования к публикации.

Заседания кружка проходят ежемесячно (с короткими перерывами на сессию и каникулы) в аудиториях по адресу ул. Чичерина 44. В этом году у кружка появился свой сайт: https://sites.google.com/view/historian-research-fefu/.

Занятия кружка стабильно посещали 10–12 человек. Кружковцы, которые не могут присутствовать в аудиториях (проходят педагогическую практику, участвуют в работе студенческих форумов и фестивалей), получили возможность работать в on-line режиме (изучать материалы занятий, размещенных на сайте, участвовать в их обсуждении в формате https://sites.google.com).

На занятиях кружка обучающиеся пробуют свои силы как начинающие исследователи, делают свои первые шаги на этом направлении. Именно формат научного кружка создал такую образовательную среду, где происходит становление культуры студента как исследователя, там оттачивается ремесло будущего ученого.

Каждое занятие предлагало несколько форматов работы:

теоретическая часть занятия – 5–10-минутные сообщения или доклады формировали представления о сущности разных проблем научно-исследовательской работы. Участники кружка познакомились с каталогами архивов и фондами ведущих библиотек, с коллекциями музеев и редакций районных газет, которые можно привлекать для своей работы;

практическая часть занятия – 30–40 минутный тренинг, который позволял студентам погрузиться в интересную исследовательскую работу, получить опыт решения поставленной задачи. Таким образом в течение года участники кружка освоили различные методы научного исследования, научились оформлять заявки для участия в различных научных мероприятиях, выступать с докладами, защищать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, выработать навыки научной дискуссии.

— заключительная часть занятий представляла собой творческую лабораторию, где апробировались первые шаги на сложном пути: от выпускника школы к будущему ученому. Такая работа оказалась особенно ценной для студентов 1–2 курсов, поскольку на академических лекционных и практических занятиях не всегда появляется возможность для такой работы и консультативной помощи руководителя.

Научный кружок стал той формой коммуникации преподавателей и студентов по широкой научной тематике, которая позволила не только выступить в роли докладчика на конференции, участника научного форума или дискуссии; получить «обратную связь» на представленный текст, исправить допущенные «ошибки» и уточнить «упущения». В результате юные исследовали обрели уверенность для участия в различных научных мероприятиях, проявить инициативу в расширении направлений своей работы.

Это и стало залогом достигнутых успехов в научно-исследовательской работе:

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ОЛИМПИАДЕ:

Маркова О.В., Сурай А.Д. (группа Б2210) оказывали помощь в организации и проведении олимпиады по истории для старшеклассников «Я – ПОМНЮ! Я –ГОРЖУСЬ!» (27 марта 2020 г.)
Вариант 1
Вариант 2

Афанасьева Е.А., Тупицина Е.Е. прошли во 2-й тур студенческой олимпиады «Я – профессионал»

УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ:

Ланкова К. (группа Б2410), Коржунов А. (группа Б2410), Аскарова О. (группа Б2410), Кравченко Л. (группа Б2410), Осипова О. (группа Б2310), Светюха В. (группа Б2310) участвовали в круглом столе «Соблюдение трудового законодательства в период распространения новой коронавирусной инфекции» (13 мая 2020 г.) Организаторы – преподаватели Юридической школы и Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, представители Приморской краевой организации профсоюза работников образования и Федерации профсоюзов Приморья и преподаватели кафедры исторического образования – Е.А. Пазенко и О.А. Лихарева.

Ссылка на мероприятие: https://web.microsoftstream.com/video/2171be50-1c61-4c30-b26f-78a40a052e67

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ:

Приняты заявки и включены в программу краеведческой конференции «Люби и знай свой край» (МБУК «ЦБС» Уссурийского городского округа) доклады студентов:
Окольничниковой А.В. «История Михайловского района: основные вехи»;
Аскаровой О.В. «Образовательное пространство Чугуевского района Приморского края в первой половине ХХ в.»
Ланковой К.С. «Газета «Ханкайский ударник» как источник изучения повседневной жизни жителей Ханкайского района Приморского края времени «хрущевской оттепели 1953-1964 гг.» / Конференция из-за COVID-19 перенесена на осень 2020 г./.

Тупицина Е.Е. (группа 2510) «Фольклористика и культурная антропология сегодня» VI ежегодная Всероссийская молодежная конференция с международным участием (Москва, РГГУ, март 2020 г.);

Тупицина Е.Е. «Цивилизационные перемены в России» Х Всероссийская научно-практическая студенческая конференция. (ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, май 2020 г.);

Ли А.А. (группа Б2110) выступила с докладом на VI Региональной научно-практической конференции для старшеклассников и первокурсников «Первые шаги в науку» с докладом «Каково значение мест памяти Гражданской войны в Партизанском районе?» (Научный руководитель: канд. ист. наук., доцент О.А. Лихарева)

в работе 5 секций студенческой научной конференции: «Актуальные проблем психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук» 29 апреля 2020 г. приняли участие 9 студентов:
Секция 1: Актуальные вопросы преподавания школьных дисциплин:
Окольничникова А.В. (группа Б2310)
Секция 2: активное и интерактивное обучения как предмет исследования:
Светюха В.А. (группа Б2310)
Секция 8: История и краеведение:
Аскарова О.А. (группа Б2410), Ланкова К.С. (группа Б2410)
Секция 10: Проблемы изучения Отечественной и мировой истории:
Карасёв В.Н. (группа Б2410), Сурай А.Д. (группа Б2210) и Маркова О.В. (группа Б2210)
Секция 12: Современный учитель и современная школа как предмет научного исследования:
Осипова О.В. (группа Б2310), Соболева Д.Д. (группа Б2410)

НАГРАДЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ СТУДЕНТАМИ ЗА НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

Ланкова К.С. (1 место, секция 8. История и краеведение) доклад на тему «Образ человека труда по материалам газеты «Ханкайский ударник» 1953–1985 гг.» (Научный руководитель: канд. ист. наук., доцент О.А. Лихарева)

Осипова О.В. (2 место, секция 12. Современный учитель и современная школа как предмет научного исследования) доклад на тему: «Освоение образовательной технологии скрайбинг в контексте развития личности современного учителя» (Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент И.В. Пчела)

Светюха В.А. (3 место, секция 6 Активное и интерактивное обучение как предмет исследования) доклад на тему «Применение кейс-технологии в преподавании школьных дисциплин» (Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент И.В. Пчела)

Сурай А.Д., Маркова О.В. (3 место, секция 10 Проблемы изучения Отечественной и мировой истории) доклад на тему «Личные дневники эпохи «перестройки» как исторический источник» (Научный руководитель: канд. ист. наук., доцент О.А. Лихарева).

Кружковцы-призеры и участники в апрельской конференции

Участие в работе научного кружка позволил студентам и преподавателям работать в такой коммуникативной среде, которая обеспечила не столько специальными знаниями и узкопрофессиональными умениями, которые помогают в научно-исследовательской работе, но и погрузиться в атмосферу научного поиска, общения с интересными людьми, участия в новых формах деятельности.

Руководители кружка: преподаватели кафедры исторического образования



Инна Владимировна Пчела,
кандидат педагогических наук, доцент

Оксана Анатольевна Лихарева,
кандидат исторических наук, доцент