Core education: Английский 2.0 для студентов ДВФУ
Владислав ШКОДА [текст],
Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]
Владивосток, 21 июля, газета «Остров.ру». С сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров «Образование 2.0». Ее важная часть — проект «Базовое образование в ДВФУ» (FEFU Core Education) — система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.
В число обязательных дисциплин входит и иностранный язык (английский), который традиционно изучается в любом российском университете. О том, как изменится подход к изучению английского языка с нынешнего года, мы спросили у курс-лидера дисциплины «Иностранный язык», заместителя директора ВИ – ШРМИ по развитию Алины Карелиной.
— Алина Анатольевна, что нового ждет первокурсников на занятиях по английскому языку?
— В концепции проекта «Образовательная модель 2.0» отдельно отмечено, что на первом этапе его реализации у студентов должны быть сформированы универсальные компетенции, то есть такие качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях профессиональной деятельности. Можно ли сформировать эти качества, изучая иностранный язык? Я считаю, что можно. Для этого нужно сместить фокус с изучения иностранного языка ради языка на формирование личности через язык. Этим и будет отличаться подход в изучении английского языка в ДВФУ от традиционно принятого в России.
— Расскажите подробнее о тех компетенциях, которые называют универсальными и которые вы планируете развивать у студентов?
— На занятиях по английскому языку, помимо языковых навыков и умений, преподаватели также будут развивать навыки, которые уже сегодня востребованы работодателями. Это навыки совместной работы, в том числе критической оценки своей деятельности и результатов других участников команды. Но главное, чему они должны научиться, — это самообразованию на протяжении всей жизни. Другими словами, студент, при необходимости, должен будет уметь повышать свой языковой уровень самостоятельно. К счастью, сегодня это не проблема. В обычной жизни мы можем быть погружены в англоязычную среду 24 часа в сутки благодаря Интернету. Единственное, что нужно, — это уметь правильно пользоваться этой возможностью для языкового самообразования.
— Вы хотите сказать, что все эти навыки можно развить на занятии по английскому языку?
— Да, я уверена, что при правильной организации учебного процесса можно достичь таких результатов, при этом повысив уровень языка минимум на один уровень, например с уровня ниже среднего до среднего уровня владения языком или даже выше. Для этого необходимо 200 часов аудиторной работы. Сегодня учебный план нам позволяет это сделать.
Под правильной организацией учебного процесса я понимаю использование методов активного обучения (например, метод проектной работы), внедрение модели смешанного обучения (онлайн- и аудиторной работы со студентами), моделирование различных коммуникативных ситуаций, в которых студент будет вынужден использовать английский язык, даже имея невысокий уровень языковых компетенций.
— А как вы планируете внедрять онлайн-обучение английскому языку?
— Мы давно ушли от планов и уже довольно успешно используем образовательную онлайн-платформу Кембриджского университета, которую используют и другие передовые российские университеты. Это, например, Высшая школа экономики, Сибирский федеральный университет и другие вузы.
Каждый студент получает код активации и самостоятельно регистрируется на платформе. Студент получает полный комплект электронных учебно-методических материалов, а также имеет дополнительные опции, например форумы, чаты и блоги, через которые он может общаться с преподавателем и другими студентами из своей группы. Студенту на телефон приходят все сообщения и объявления от преподавателя, поэтому очень легко быть всегда в курсе учебных дел, даже если вас не было на занятии.
Платформа — это очень полезная вещь для студента. Он станет не столько выполнять домашние задания на платформе, сколько изучать английский язык самостоятельно через специально разработанную систему заданий. Студент сам выбирает скорость, с которой он движется по программе, у него есть возможность выполнять по несколько заданий за раз, закрепляя таким образом навыки. У него есть бонус в виде грамматических и лексических игр, которые так любят студенты. Промежуточные тесты тоже выполняются в режиме онлайн. Главное, чтобы студент хотел изучать английский язык, а комфортные условия для учебы мы ему предложим.
— Что еще нового ждет первокурсника на занятиях по английскому языку?
— В первые дни учебы в ДВФУ все студенты проходят входное тестирование. В этом году студенты будут сдавать тест в электронном формате. По результатам теста студент попадает в группу своего языкового уровня. Уровень определяется по международной шкале языковой компетенции, разработанной Советом Европы. Например, если у студента уровень А1 (уровень выживания), то он попадет в группу со студентами своего уровня. Это делается для того, чтобы снять языковой барьер у студентов с низким уровнем языка, а продвинутым студентам не читать предложения из трех слов. Кроме того, в каждой группе студенты будут заниматься по оригинальным учебникам издательства Кембриджского университета, которые соответствуют их языковому уровню и которые, к слову, студенты получают бесплатно в библиотеке. Одним словом, деление на языковые уровни повышает эффективность обучения в целом.
Я хочу обратиться к студентам первого курса с просьбой отнестись крайне серьезно к входному тестированию. Не нужно прибегать к помощи друзей или специалистов при прохождении теста, тем самым стараясь выглядеть лучше в глазах преподавателей и одногруппников, или, наоборот, намеренно занижать свою оценку по тесту, чтобы попасть в группу начинающих. Вам предстоит учиться в языковой подгруппе два года. Важно, чтобы вы чувствовали себя комфортно в группе и имели возможность развивать свои языковые компетенции наиболее эффективно.
Преподаватели же будут вас оценивать по отношению к вашему собственному языковому прогрессу и сравнивать с группой, в которую вы попадете. По результатам первого семестра, возможно, будет произведена перегруппировка студентов, поэтому вы рано или поздно попадете в группу своего языкового уровня. Еще раз хочу подчеркнуть, что входное тестирование имеет целью поставить вам «языковой диагноз», чтобы понимать, какие знания, умения и навыки вам нужно подтянуть, а также чтобы на «выходе» посмотреть, насколько вы продвинулись в языковом плане.
— Вы говорите о каких-то отвлеченных компетенциях, а студент пришел получать профессиональное образование. Может быть, не нужны студенту универсальные компетенции, а нужен совсем другой иностранный язык, язык его будущей профессии?
— Да, такое мнение существует и среди родителей, и среди студентов. В России принято считать, что английскому языку для профессиональных целей должны обучать преподаватели английского языка. Так до недавнего времени и происходило, несмотря на то, что зачастую студенты не владели базовым английским языком. Обучение сводилось к заучиванию профессиональной лексики. Я считаю, что отказываться от этого не стоит.
Однако должен поменяться подход к его изучению. Английский язык должен стать языком преподавания (English as a medium of instruction) профильных предметов, но для этого у студентов должны быть сформированы навыки и умения разговорного английского языка с элементами академического. Функция преподавателя английского языка в этом случае сводится к методической и языковой поддержке профильного преподавателя, к так называемому совместному преподаванию.
Есть и другой подход к преподаванию языка специальности, при котором студент выбирает эту дисциплину в качестве факультатива. Новая образовательная модель позволяет это делать с легкостью. Система будет выглядеть примерно так: для студентов с разным уровнем владения языком со второго курса могут предлагаться разные дополнительные дисциплины по выбору. Мы предполагаем, что более слабые студенты выберут что-то вроде коррективного курса английского языка, а те, кто посильнее, — английский для специальных целей. Еще раз повторю, что курс общего английского языка не отменяет профессионального. В английском языке есть меткое выражение: профессиональные навыки помогают открыть дверь в кабинет будущего начальника, а универсальные навыки помогают там задержаться.
— А какие возможности появляются у студентов, которые успешно завершат курс обучения по английскому языку?
— Вы задаете вопрос, ответ на который, я уверена, интересует многих студентов. Студенты, которые освоят английский язык на уровне не ниже В2 (уровне продвинутого пользователя), получат право воспользоваться дополнительными уникальными возможностями нашего университета — пройти стажировку или обучение в вузах АТР один или несколько семестров без оплаты за обучение.
Также студенты, подтвердившие высокий уровень владения английским языком на итоговом экзамене в четвертом семестре, получат право бесплатной сдачи экзамена по английскому языку с получением международного сертификата, который дает возможность поступления в зарубежные вузы.
В университете работает авторизированный экзаменационный центр Кембриджского университета, который принимает международные экзамены по английскому языку и выдает сертификаты, признанные во всем мире.
Еще одна возможность появляется у студентов, которые успешно освоят курс по английскому языку, – слушать лекции зарубежных профессоров, а также наших соотечественников, имеющих опыт работы в зарубежных вузах, приезжающих с лекциями в ДВФУ, на языке Шекспира.
Справка «Остров.ру». Карелина Алина Анатольевна — доцент, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой профессионально-ориентированного перевода ВИ – ШРМИ, заместитель директора по развитию ВИ – ШРМИ. Выпускница Благовещенского педагогического института по специальности «Английский и русский языки».