Core education: студентов ДВФУ ждет новый курс философии
Владислав ШКОДА [текст],
Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]
Владивосток, 28 июля, газета «Остров.ру». C сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров «Образование 2.0». Ее важная часть — проект «Базовое образование в ДВФУ» (FEFU Core Education) — система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.
О том, что будут изучать студенты по дисциплине «Философия» и как в дальнейшем им помогут полученные знания, читателям газеты «Остров.ру» рассказал курс-лидер предмета заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук, доктор философских наук, профессор Сергей Ячин.
— Сегодня, как никогда ранее, актуален принцип, который изначально лежал в основе университетского образования: «Студент не горшок, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь!» Это означает, что его нужно научить мыслить, научить критически оценивать потоки информации, творчески решать профессиональные задачи, — отмечает Сергей Евгеньевич.
— Философия — особая культура творческого и критического мышления. Уникальность ее положения среди других учебных дисциплин состоит в том, что она единственная, которая задается вопросом о месте человека в мире, методически учит обращать внимание на сам процесс мышления и познания. В современном понимании философия — теория и практика рефлексивного мышления.
Наш курс нацелен на реализацию современного статуса философии в культуре и в сфере научного познания как «науки рефлексивного мышления». Философия призвана способствовать формированию у студента критической оценки своей и чужой мировоззренческой позиции, способности вступать в диалог и вести спор, понимать законы творческого мышления. Помимо этого, философия развивает коммуникативные компетенции и навыки междисциплинарного видения проблемы, которые сегодня важны в любой профессиональной деятельности.
— В чем нововведения вашей программы?
— Особенность нового курса состоит в том, что увеличен объем семинарских занятий за счет лекционных. В традиционном курсе лекций в два раза больше, чем практических занятий.
Темы лекций и семинаров подчеркнуто сформулированы в проблемной форме. Вот вам, например, названия некоторых лекций: «Откуда мы вообще что-либо знаем?», «Каково место человека в мире?», «Что движет человеческими поступками?», «Как возможна социальная справедливость?», «На что человечество может надеяться? (Введение в глобальные проблемы современности)» и другие темы.
На семинарских занятиях (в формате философского спора) будут обсуждаться проблемы, в содержание которых ввести может только философия. Среди этих проблем: «Человеком рождаются или становятся?», «Существует ли свобода воли?», «Проблема: сознание –тело», «Во что человек может верить и на что надеяться?», «Добро и зло», «Существует ли совесть?», «Почему я кому-то должен?», «Значение искусства в жизни человека и общества», «Спор о правах человека в современном обществе», «Неизбежно ли социальное неравенство людей?», «Неизбежны ли войны между государствами и народами?», «Можно ли преодолеть экологический кризис?» и другие.
— Как будет организован процесс обучения?
— Лекционные материалы, тестовые задания будут представлены в BlackBoard. В качестве базы будет использован высокотехнологичный электронный ресурс «Философия», разработанный в рамках специального проекта ДВФУ в 2013 г. Ресурс состоит из полного цикла лекций (18), практических занятий (18), а также тестовых заданий (1 600 вопросов) вместе с англоязычной версией курса.
Все практические занятия (семинары) будут проходить в форме дискуссий, но с учетом опыта размышлений на данные темы в истории философии. Вместе с тем, к каждому семинарскому занятию будут предлагаться «кейсы»: разбор критических ситуаций из области современной общественной жизни.
— В чем состоит роль курса философии для формирования компетенций современного специалиста?
— В результате освоения курса студенты овладеют начальными знаниями и практикой методической рефлексии предельных (онтологических, социальных и экзистенциальных) оснований человеческого бытия. Курс предполагает приобщение к самостоятельному и вместе с тем коллективному, диалогичному размышлению об условиях, которые делают возможным свободу, ответственность, творчество, истину, красоту, благо.
Обращаясь к студенту, хочу подчеркнуть: больше никогда и нигде, ни в одном другом курсе и ни в какой другой жизненной ситуации вы не столкнетесь с философски продуманными (в течение двух с половиной тысяч лет) проблемами и решениями ключевых условий собственно человеческого существования. У вас больше никогда не будет повода вступить в грамотный диалог с великими мыслителями по поводу этих проблем. Вы так и не узнаете, что значит быть свободным. В вопросе о том, что есть красота, вы так и останетесь на уровне частного (в этом смысле — «ложного») мнения. Вы никогда не сможете понять всю полноту того, что в науке называют «истинным знанием». В конечном итоге вы так не узнаете, чем человек по существу отличается от животного. Из опыта преподавания знаю, насколько наивными являются суждения людей (и не только молодых) по этим вопросам. Курс философии можно «проехать», но потом у вас едва ли будет в жизни возможность вернуться обратно, даже если проявится интерес. Как и во многих других случаях, путь мысли надо править с помощью учителя.
Справка «Остров.ру». Ячин Сергей Евгеньевич — заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук, доктор философских наук, профессор. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, там же окончил аспирантуру и докторантуру. Тема докторской диссертации: «Понятийное мышление в структуре сознательной деятельности». Специализируется в области методологии социального познания, философии культуры и философской антропологии.
Руководитель образовательной программы магистратуры ДВФУ «Философия, политика, экономика» и аспирантской программы по социальной философии. Под его руководством защитили диссертации 31 аспирант и 3 докторанта. Читает курсы: «Философия», «История и философия науки», «Философская антропология», «Философия культуры», «Современные проблемы философии».