Core education: курс истории для первокурсников ДВФУ
Остров.ру
Владивосток, 19 июля, газета «Остров.ру». С сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров «Образование 2.0». Ее важная часть — проект «Базовое образование в ДВФУ» (FEFU Core Education) — система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.
Дисциплина «История» научит сопоставлять события и тенденции общемировой и российской истории, аргументировать свою позицию, вести дискуссию, а также поможет сформировать гражданскую позицию и общее мировоззрение каждого первокурсника.
О том, что будут изучать студенты в рамках этого курса и где в дальнейшем им помогут полученные знания, читателям газеты «Остров.ру» рассказала курс-лидер предмета — профессор Департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук Зинаида Ковалёва.
— Зинаида Алексеевна, в чем отличие вашего курса от того, что изучают в средних школах?
— Тематика нашего курса нацелена на формирование у наших студентов комплексного представления об исторических процессах. Акцент будет сделан не на отдельном изучении мировой и российской истории, а на изучении нашего государства в мире в различные исторические периоды.
Также мы будем применять современные образовательные технологии, отличающиеся от традиционных методов обучения в средних школах, что, мы надеемся, повысит у студентов интерес к изучению истории.
— Расскажите об этих технологиях обучения.
— В рамках лекционного курса планируется проведение презентаций с обсуждением, проблемных лекций и лекций-бесед. На семинарских занятиях будут организовываться круглые столы, коллоквиумы, обсуждения и дискуссии. При подготовке своих презентаций студенты научатся работать коллективно малыми группами. Думаю, использование таких образовательных технологий вызовет интерес к предмету у студентов, позволит дать им необходимый багаж знаний, развить их творческие способности и сформировать профессиональные компетенции.
— Интересно подробнее узнать о тематике занятий. Как будет организован процесс обучения?
— Планируется освоение трех учебных модулей: «Ремесло историка и особенности исторического знания», «Россия и мир в X–XIX вв.», «Россия и мир в ХХ–ХХI вв.». Студентам предстоит прослушать 8 лекционных тем (18 часов), поработать на семинарских занятиях (36 часов), выполнить самостоятельные работы.
Начнем обучение мы с вводной лекции под названием «Место истории в системе наук». На ней студенты смогут понять специфику предмета, его междисциплинарную связь, познакомиться с основными типами исторических источников, узнать о методах изучения исторических процессов.
Лекции курса: «Основные характеристики мировых цивилизаций. Этапы образования государств», «Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России», «Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации», «Россия и мир в XVIII–XIX вв.: промышленный переворот и особенности модернизационного процесса», «Россия и мир в первой половине ХХ в.: выбор путей общественного развития», «Основные тенденции мирового развития во второй половине ХХ в.», «Россия и мир на рубеже XX–XXI вв.». Закрепить и углубить материал, усвоенный на лекциях, помогут семинарские занятия.
— По каким темам будут проводиться семинары?
— Первое вводное семинарское занятие «Ремесло историка» рассчитано на 4 часа, далее планируется проработать 13 тем, связанных с развитием нашего государства в мировом контексте.
Студенты примут участие в обсуждении важных и интересных вопросов по следующим темам семинарских занятий: «Древнерусское государство: особенности социально-экономического и политического развития (X–XII вв.)», «Русь между Востоком и Западом (XIII–XV вв.)», «Формирование единого русского государства. Московское государство в эпоху Ивана III и Ивана IV», «Россия накануне модернизации (XVII в.)», «Этапы и особенности российской модернизации в XVIII в.», «Россия в XIX столетии в контексте мирового развития», «Россия в эпоху революционных потрясений начала ХХ в.», «Советская модель модернизации (1918–1945 гг.)», «СССР и мир от Версаля до Нюрнберга. Правда и вымысел о Второй мировой войне», «Советское государство в 1946–1984 гг.: внутренняя и внешняя политика», «Реформы в СССР во 2-й пол. 1980-х гг.: причины и последствия», «Становление новой российской государственности в 90-е гг. XX в.», «Глобальные проблемы современности и роль России в их решении».
— Вы упомянули о том, что помимо лекций и семинарских занятий студентов ожидает самостоятельная работа. В чем ее особенности?
— Самостоятельная работа нацелена на углубление и закрепление знаний студентов по истории, развитие их практических навыков исторического анализа.
Студентам на выбор будут предложены несколько видов самостоятельной работы: индивидуальные творческие задания, исторические эссе, индивидуальные и групповые научные проекты. В ходе этой работы будущие бакалавры научатся искать, анализировать и структурировать информацию по определенной исторической теме, логически и грамотно выстраивать свои суждения по той или иной исторической проблеме, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
— Какая форма итогового контроля планируется по истории?
— Это будет экзамен. Но при изучении дисциплины «История» будет применяться балльно-рейтинговая система, то есть за каждый выполненный вид работы студентам будут начисляться баллы. Если в конце семестра этих баллов окажется менее 65% (максимально 100%), экзамен для студента станет неизбежным. Если набранные баллы составят более 65%, студент может получить оценку (удовлетворительно, хорошо, отлично) по рейтингу, не приходя на экзамен. Балльно-рейтинговая система в значительной степени стимулирует работу студентов в течение семестра, и, на мой взгляд, это очень правильно.
— Могли бы вы рассказать о том, каких результатов от студентов можно ожидать после освоения курса?
— К формируемым у студентов компетенциям можно отнести следующие: во-первых, способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук, во-вторых, бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям России, в-третьих, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в нем.
Справка «Остров.ру». Зинаида Алексеевна Ковалёва — кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ. Руководитель образовательной программы «История» и «Документоведение и архивоведение».