Core education: курс логики для студентов ДВФУ

4 августа 2016

Остров.ру

Владивосток, 4 августа, газета «Остров.ру». C сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров «Образование 2.0». Ее важная часть — проект «Базовое образование в ДВФУ» (FEFU Core Education) — система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.

Изучение дисциплины «Логика» поможет студентам овладеть культурой рационального мышления, применять ее законы и правила на практике. О том, что будут изучать студенты в рамках этого предмета и где в дальнейшем помогут полученные знания, читателям газеты «Остров.ру» рассказал курс-лидер предмета доктор философских наук, профессор Илья Докучаев.

— Илья Игоревич, расскажите о целях и задачах курса.

Цель состоит в овладении студентами культурой рационального мышления, в формировании навыков практического применения ее законов и правил. Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач. Во-первых, необходимо, чтобы студенты овладели знаниями формальной логики, теории аргументации и спора, во-вторых, студентам нужно привить навыки аналитического мышления, в-третьих, сформировать у них навыки ведения полемики и, в-четвертых, научить студентов применять ключевые логические методы в ходе теоретического исследования и практической деятельности.

Логика. Core ДВФУ.jpg

— Какие темы предлагаются к изучению?

— Планируется девять тем, которые будут преподаваться последовательно. Начнем курс мы с определения понятия «логика». Первая тема будет называться «Логика как наука о законах и формах правильного мышления», далее мы изучим темы, посвященные основным этапам развития логики, основным законам логики, затем перейдем к темам: «Понятие как форма мышления», «Суждение как форма мышления», «Умозаключения как формы мышления», «Дедуктивные умозаключения», «Вероятностные умозаключения» — и завершим курс темой, посвященной теории аргументации и практики ведения спора.

— Как будет организовано обучение?

Объем курса составляет 18 лекционных и 18 практических занятий. Все занятия предполагается проводить в форме интерактивного обучения, включающего лекции-дискуссии, групповые дискуссии, решение практических задач и анализ проблемных ситуаций. Для более эффективного усвоения и закрепления материала студенты будут выполнять самостоятельную работу. Она включает использование электронного учебника, подготовку к тестированию, решение задач и упражнений.

— Какая форма итогового контроля будет по предмету? Сложно ли его будет сдать, какие рекомендации вы можете дать студентам?

— По логике предполагается зачет в конце второго семестра бакалавриата. Зачет выставляется по итогам работы в семестре, то есть по результатам рейтинга студентов и выполнения минимальных требований.

Сдать просто, а рекомендации мои таковы:

1. Посещать все занятия, ибо пропуск хотя бы одного чреват непониманием содержания следующего занятия. Логика — дисциплина дедуктивная, соединение ее частей не параллельное, а последовательное, то есть одно вытекает из другого. Не зная тех или иных понятий и схем анализа рассуждений, невозможно переходить к следующему материалу.

2. Быть внимательным и аккуратным, уметь прислушиваться к значению произнесенных и написанных слов.

3. Стараться максимально использовать свои способности к формальному исчислению, или теоретический интеллект.

4. Не бояться ошибиться, но всегда работать над ошибками. Проблема не в ошибке, а в нежелании ее исправлять.

— Расскажите о том, чему научатся студенты, какие компетенции у них сформируются в ходе освоения этой дисциплины?

— У студентов должна появиться способность понимать, использовать, порождать и грамотно излагать инновационные идеи на русском языке в рассуждениях, публикациях, общественных дискуссиях. Студенты получат знания законов формальной логики, правил основных логических операций с понятиями, суждениями, видов и правил умозаключений, построений вопросов и ответов, а также гипотез.

Помимо приобретения этих знаний они научатся грамотно строить доказательство и опровержение, решать задачи по формальной и символической логике в пределах программы, делать выводы из имеющихся посылок разными способами, применять правила аргументации в ходе ведения самостоятельной полемики с оппонентом.

Также студенты выработают навыки формально-логического анализа текстов, навыки логического обоснования или опровержения мысли и навыки обнаружения логических ошибок и уловок в рассуждении.

А где в дальнейшем могут быть использованы полученные студентами знания и умения?

— Логика не только очень интересный, но и полезный предмет. Полученные знания повысят общий уровень образованности и будут хорошим подспорьем для профессионального роста в любой сфере деятельности. Я уверен, что умение выражать мысли, аргументировать точку зрения, мыслить рационально очень необходимо в жизни каждому. Знание логики может быть использовано, например, при подготовке любых научных работ, документов, проектов, как в дальнейшей учебе, так и после ее окончания, в процессе трудовой деятельности. Так что студентам стоит серьезно отнестись к изучению этого предмета, и я желаю всем успехов в учебе!

 Логика. Core ДВФУ 2.jpg Илья Докучаев.jpg

Справка «Остров.ру». Докучаев Илья Игоревич — кандидат культурологии, доктор философских наук, профессор кафедры философии Школы гуманитарных наук ДВФУ.

Окончил Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена («Русский язык и литература», 1993 г.), Высшую религиозно-философскую школу («Философия», 2002 г.), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации («Государственное и муниципальное управление», 2014 г.), Дальневосточный государственный университет путей сообщения («Юриспруденция», 2015 г.).

Работал заведующим кафедрой философии и социологии, проректором по связям с общественностью и учебной работе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (2007–2015 гг). В 2015 году был приглашён на работу профессором кафедры философии в Дальневосточный федеральный университет.

Победитель многочисленных научных конкурсов, организованных РФФИ, РГНФ, фондом Владимира Потанина, фондом грантов Президента РФ и других. Организатор серии конференций и научных публикаций, посвященных социально-культурному развитию Дальнего Востока России. Основатель и заместитель главного редактора первого научного журнала в г. Комсомльске-на-Амуре «Учёные записки КнАГТУ». Член научно-методического совета Министерства образования и науки РФ по культурологии, член президиума Научно-образовательного культурологического общества России, руководитель Дальневосточного отделения Всемирной организации феноменологических организаций. Сотрудник редакционных коллегий и советов научных журналов «Вопросы культурологии», «Ученый совет», «Контекст и рефлексия», «Культура и цивилизация», «Власть и управление на Востоке России».