Core education: новый спортивный курс для студентов ДВФУ

25 июля 2016

Дмитрий КОТКОВ [текст], 

Анастасия КОТЛЯРОВА, Рольф ГОБИТС [фото]

Владивосток, 25 июля, газета «Остров.ру». С сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров «Образование 2.0». Ее важная часть — проект «Базовое образование в ДВФУ» (FEFU Core Education) — система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.

О том, как будет организован процесс обучения физической культуре, чем новый курс отличается от старого и как первокурсников будут мотивировать вести здоровый образ жизни, читателям газеты «Остров.ру» рассказала курс-лидер дисциплины заместитель директора по учебной и воспитательной работе Школы искусства, культуры и спорта Галина Сафонова.

— На мой взгляд, у будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда, должна быть сформирована физическая культура личности. Мы должны попытаться развить его физические качества и способности, усовершенствовать возможности его организма и, в конечном счете, укрепить индивидуальное здоровье. Немаловажна здесь и правильная теоретическая подготовка, чтобы занятия физической культурой шли исключительно на пользу организму, а студент бы осознал преимущества здорового образа жизни.

— Как будут организованы занятия?

— Наш курс состоит из четырех блоков, три из которых станут обязательными и один элективным — студенты выберут физкультурно-спортивное направление на свое усмотрение.

Core ДВФУ. Физкультура (3).jpg

Первый обязательный блок — «Легкая атлетика», на него отводится по 6 недель в осеннем и весеннем семестрах. Второй и третий обязательный блок — «Плавание» и «Спортивные игры», продолжительностью 8 недель каждый. Элективный четвертый блок также продлится 8 недель, и на нем студенты самостоятельно выберут интересующее направление: единоборства, аэробику, тренажеры.

При переходе от блока к блоку обязательным элементом станет проведение соревнований по всем пройденным видам физической активности. С сентября по май запланирована активная подготовка к сдаче норм ГТО, а уже в июне студенты смогут сдать эти нормы и получить значок. Помимо этого, для достижения цели со студентами будет вестись масштабная внеаудиторная работа. Студенты смогут записаться в секции, прослушать массовые онлайн-курсы, встретиться с выдающимися спортсменами и посетить мастер-классы.

— Перечислите, пожалуйста, секции, в которых студенты могут заниматься?

— У нас постоянно работает 25 секций. Это футбол, тренажерный зал, волейбол, восточные танцы, теннис, баскетбол, гандбол, бадминтон, бейсбол, академическая гребля, американский футбол, гребля на лодках класса «Дракон», клуб оздоровительного бега, вольная борьба, греко-римская борьба, самбо, каратэ, киокушинкай, плавание, аквааэробика, кикбоксинг, ММА, кудо, армреслинг и мас-реслинг.

— Давайте поговорим о ключевых отличиях курса Core от того, что было раньше.

— Первое большое отличие в том, что раньше на курсе студенты выбирали преподавателя и один вид физической активности. С 1 сентября 2016 года студенты, как я уже отмечала, будут посещать три фиксированных и один элективный блок, таким образом осваивая широкий спектр средств и методов физической культуры.

Core ДВФУ. Физкультура (6).jpg

Если сравнивать ранее действующий курс с новым по критерию успеваемости, то можно отметить, что, раньше успеваемость оценивалась по посещаемости и сдаче одинаковых для всех нормативов, в новом же курсе сделан акцент на оценку успеваемости по индивидуальным достижениям. Также у каждого будут учитываться онлайн-активности и участие в соревнованиях после прохождения каждого блока.

Серьезным изменениям подвергнется и техническая составляющая. Если раньше вся информация о студентах заносилась в бумажные журналы преподавателей, то с нового учебного года вся информация о достижениях студентов будет в онлайн-среде, появится возможность сопоставления успехов. Мы разрабатываем дневник физической подготовки, который будет работать на базе LMS BlackBoard. Дневник индивидуален для каждого студента и заполняется самим студентом и куратором-тьютором. В него будут вноситься личные данные (пол, рост, вес, возраст и др.), показатели физической подготовленности на входе, динамика физической подготовленности помесячно на основании специализированных тестов, реперные точки и особые достижения.

Core ДВФУ. Физкультура (2).jpg

Также нельзя упускать из виду и акцент в новом курсе на соревновательный элемент, каждый блок курса будет заканчиваться соревнованиями. Помимо этого студенты сдадут нормы ГТО. Напомню, что в ранее действующем курсе соревновательный элемент почти отсутствовал, проводились спартакиады между Школами, но в них принимало участие довольно ограниченное количество студентов, а нормы ГТО не сдавались.

Также в ранее действующем курсе невозможно было оценить мотивацию студента на достижение результата и практически отсутствовал индивидуальный подход. В новом курсе оценка мотивации студента будет проводиться через систему индивидуальных достижений. Индивидуальные достижения – основа нового курса Core «Физическая культура». Еще новый курс акцентирует внимание на повышении мотивации студентов к ведению здорового образа жизни, также мы будем организовывать встречи с выдающимися спортсменами, на которых студенты узнают об их историях успеха, а в рамках самостоятельной работы можно будет прослушать массовые онлайн-курсы.

— Как будет организован процесс обучения?

— Композиция курса предусматривает 140 часов практических и 2 часа лекционных занятий, дополнительно студенты могут смотреть массовые онлайн-курсы. При планируемом контингенте студентов 3600 человек это около 144 учебных групп по 25 человек в каждой, будет организовано 7 потоков примерно по 500 студентов.

Занятия с группами будут проводиться в блоках одновременно. В блоке «Спортивные игры» будут задействованы универсальные спортивные залы, в которых одновременно будет заниматься 6 групп, как и в блоке «Плавание», для занятий которым будут использованы 3 плавательных бассейна, а в блоке «Элективный» две группы займутся аэробикой, две — единоборством и еще две — бодибилдингом.

Команда курса сможет обеспечить качественную организацию учебного процесса. Каждый осуществляет определенный вид работы, например я как курс-лидер занимаюсь разработкой концепции и содержания курса, подбором и подготовкой команды, организацией учебного процесса по дисциплине, осуществляю мониторинг качества. Администратор отвечает за координацию загрузки спортивных залов, площадок, проведение соревнований, менеджмент расписания и наполняемости групп. Тьюторы курируют записи в дневниках физической подготовки, индивидуальную работу со студентами, управляют индивидуальными образовательными траекториями. Тренеры-преподаватели Школы искусства, культуры и спорта непосредственно проводят практические занятия по физкультурно-спортивным направлениям.

Галина Сафонова.jpg

 — А чем будут заниматься на физкультуре студенты, имеющие ограничения по медицинским  показаниям?

 — К большому сожалению, такие студенты были и будут, но скучать на новом курсе им не придется.  Предполагается, что у нас будут организованы две медицинские группы в каждом потоке. Для них вместо  участия в соревнованиях мы предусмотрели возможность подготовки в качестве судей по видам спорта,  волонтеров-организаторов, менеджеров спортивных соревнований, комментаторов. Ну а самое главное, в  зависимости от заболевания студент сможет освоить те виды физической активности, которые по состоянию  здоровья показаны именно ему, и в дальнейшем сможет использовать их для поддержания и укрепления  здоровья в течение всей жизни.

 — Какие компетенции сформируются у студентов после освоения курса, каких результатов можно ожидать? 

 — Мы нацелены на то, что, окончив курс физической культуры, студенты ДВФУ примут физическую активность  как важную часть своей повседневной жизни, будут уметь самостоятельно выстраивать свою индивидуальную  физкультурно-спортивную траекторию, овладеют способами самоконтроля своего физического состояния,  захотят получить ступень Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, а также научатся работать  в команде ради достижения общих и личных целей.

  Справка «Остров.ру». Сафонова Галина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, тренер  высшей категории по легкой атлетике, руководитель магистерских программ по направлению «Физическая  культура» — «Менеджмент в профессиональном спорте», «Медицинское и фармакологическое обеспечение  спорта высших достижений». С отличием окончила Харьковский государственный институт физической культуры по специальности «Физическая культура и спорт», в 2004 году в Дальневосточной государственной академии физической культуры защитила кандидатскую диссертацию на тему «Управление кадровым обеспечением сферы физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях: на примере Приморского края», выпускница Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Акмеолог кадровой работы», автор более 40 учебных пособий и научных статей, в том числе индексируемых в базе данных Scopus.