В чем интерес Индии к российскому Дальнему Востоку?

1 декабря 2017

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест — о сотрудничестве российского Дальнего Востока с Республикой Индия.   

Жители российского Дальнего Востока привыкли к соседу-гиганту — Китаю, присутствие которого воспринимается иногда с осторожностью, иногда с оптимизмом, но в целом стало делом привычки. Однако в первом и втором десятилетиях XXI века дальневосточники, похоже, будут привыкать к интересу со стороны другого гиганта с населением 1,25 миллиардов — Индии. Министр иностранных дел Республики Индия г-жа Сушма Сварадж во время своего визита на третий Восточный экономический форум (ВЭФ) в 2017 году с «удивлением» заметила, что ошибкой индийского руководства было невнимание к Дальнему Востоку. Впрочем, госпожа министр более шутила, чем утверждала это серьёзно. Естественно, Нью-Дели было осведомлено о наличии столь значимой части России, но не торопило события. Почему? 

С момента появления 15 августа 1947 года Республики Индия на карте мира, Советский Союз был одним из первых государств, установивших дипломатические отношения с бывшей «жемчужиной английской короны». Несмотря на различные этапы двусторонних отношений в течение 70 лет, на сегодняшний день сотрудничество между Россией и Индией явно набирает обороты. Москва и Нью-Дели находятся в «Особом и привилегированном стратегическом партнёрстве», на XVIII Ежегодном саммите в Санкт-Петербурге в 2017 году подписано 12 соглашений в таких областях сотрудничества, как ядерная энергетика, наука и технологии, железнодорожный транспорт, инфраструктура, культура, инжиниринг, драгоценные камни, инвестиции и финансы. Достигнуто соглашение об увеличении объёма двусторонней торговли до 30 млрд. долларов к 2025 году, что представляет собой амбициозную задачу при обороте 7,71 млрд. долларов США в 2016 году. Особое место занимает сотрудничество в области обороны и безопасности, в котором первостепенный интерес для Индии представляет эволюция от закупок вооружения и военной техники до совместных разработок и выпуска продукции. 

К числу последних достижений текущего года можно отнести впервые проведённые российско-индийские встречи на Конференции по военной индустрии (Нью-Дели), Высшем комитете по наукам и технологиям (Новосибирск), Объединённой комиссии по сотрудничеству и предотвращению чрезвычайных ситуаций (Нью-Дели). Знаковым является посещение Государственной Думы и Совета Федераций парламентской делегацией, которую возглавлял спикер нижней палаты индийского парламента г-жа Сумирта Махаджан. 

В этом контексте интересно внимание индийского руководства, представителей министерств и ведомств Индии, а также крупного бизнеса к Дальнему Востоку России. Во время встречи с 16 губернаторами российских регионов Премьер-министр Индии Нарендра Моди провёл встречи и с тремя губернаторами-дальневосточниками. Создано российско-индийское объединение по инвестиционно-экономическому сотрудничеству на Дальнем Востоке. На третий ВЭФ в 2017 году прибыла наиболее представительная индийская делегация во главе с Министром иностранных дел государства. В этом же году впервые проведены российско-индийские военные учения «Индра-2017», в которых были задействованы авиация, сухопутные силы и военно-морской флот.   

По мнению Генерального консула Индии во Владивостоке г-на Вивек Сингха, интерес Нью-Дели к восточной части России объясняется следующими факторами:

  • новые возможности — экономическое сотрудничество и инвестиции в новых областях, обновление традиционных сфер сотрудничества и диверсификация торговли;
  • экономический потенциал в виде богатых природных ресурсов и механизмов государственной поддержки, включая Территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток;
  • фокусировка региона на взаимную кооперацию в нефтегазовой сфере, горнорудной промышленности, обработке драгоценных камней, сельском хозяйстве, туризме, кораблестроении и логистики, рыболовстве, фармацевтике и обработке природных ресурсов;
  • исследование и развитие новых транспортных путей и логистической составляющей, объединяющих Индию, Россию и Тихоокеанскую Азию.

Таким образом, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) в текущем и предыдущем годах сотрудничество Москвы и Нью-Дели активно развивается по целому ряду направлений. В области торговли и инвестиционной сфере следует отметить участие Индии в новых нефтегазовых проектах на Сахалине. Крупным проектом является разработка индийским промышленным гигантом ТАТА угольных месторождений на Камчатке. Соглашение между Индийским советом по продвижению экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий и российской «АЛРОСА» позволило создать центры по обработке и огранке алмазов в Якутии и Владивостоке. Запущены проекты в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Индийская сторона с интересом восприняла создание Свободного порта Владивосток и ТОРов, в том числе для открытия фармацевтических и IT-предприятий, где индусы традиционно имеют сильные позиции.

В сфере образования и научных исследований также запускаются проекты, которые затронут и Дальний Восток. Это «Индийская программа технико-экономического сотрудничества» (ITEC), «Глобальная инициатива для академического взаимодействия» (GIAN), «Российско-индийская университетская сеть», «Индийско-российский инновационный мост», инициированный Департаментом науки и технологий при Правительстве Индии и «Глобальным венчурным альянсом». В этом же ключе действует и ДВФУ, где обучается свыше 200 индийских студентов. 

В межкультурном взаимодействии в честь 70-летия установления дипломатических отношений на Дальнем Востоке России реализуется программа «Namaste Russia» («Здравствуй Россия!»). В рамках нее проводились Дни индийской культуры на Дальнем Востоке с показом фильмов, танцев, концертов музыкальных коллективов и различными мастер-классами. В Международный день йоги более чем в 70 регионах России проводились открытые уроки, в том числе в девяти городах Дальнего Востока. 

Сфера туристического обмена России и Индии пока развита в ДФО не настолько значимо, но перспективы развития двустороннего туризма также просматриваются. Для индусов, прежде всего, Владивосток является воротами на Дальний Восток и Восточную Сибирь, для российских туристов — это клиентоориентированный туризм: изучение йоги, аюрведа (традиционная система индийской медицины), бизнес-туризм и медицинский туризм. Большинство экспертов сходятся в одном: для дальнейшего развития этого направления необходимо прямое авиасообщение между крупными воздушными гаванями ДФО и индийскими аэропортами. 

Как видно, на сегодняшний день российско-индийские отношения обретают в политическом, экономическом и культурном направлениях тот объём, который существовал между двумя странами до распада Советского Союза. Следует отметить, что Нью-Дели руководствуется не только ностальгическими воспоминаниями об индийско-советской дружбе. При всём положительном отношении к России и гражданам РФ в Индии следует отметить, что Нью-Дели руководствуется прагматическими интересами своей страны.

В XXI веке держава, которая уже стала региональным игроком, активно пытается выйти в «высшую лигу». Для этого Индии необходимо не только ядерное оружие и огромное население. Для реализации таких планов необходимы развитая экономическая составляющая, когда интересы индийского бизнеса представлены по всему миру, включая и Дальний Восток России, политическое взаимодействие с широким кругом мировых игроков из различных блоков и альянсов. Участие в различных проектах в Восточной части России укрепляет индийское присутствие и в Северо-Восточной Азии в целом. 

Демонстрация возможностей национальных вооружённых сил за пределами государственных границ также осуществляется, в том числе, с помощью совместных российско-индийских манёвров в дальневосточном регионе России. Дальнейшее развитие и диверсификация военно-промышленного комплекса Индии также получает дополнительный стимул от сотрудничества в оборонной сфере с российской «оборонкой» в ДФО. И конечно, древнейшая цивилизация и влиятельная держава должны демонстрировать свою культурную уникальность — то, что называется «мягкой силой», в том числе и на Дальнем Востоке России.