Кампус ДВФУ летом: велогород и точка притяжения

11 июня 2015

Валерий ПОСТНИКОВ [текст]

11 июня, Владивосток, газета «Остров.ру». В погожие летние дни кампус ДВФУ становится настоящим велогородом. Но велосипед это не просто катание по кругу и наматывание километров на счетчик. О том, как с интересом провести время с велосипедом на Русском острове, мы узнали у наших «велосипедных королей» в прокатных пунктах кампуса ДВФУ.

— Сейчас мы наблюдаем настоящий велосипедный ажиотаж. У нас в парке 80 велосипедов, и сегодня, в середине буднего дня, их осталось всего несколько, — говорит менеджер пункта велопроката «Тандем», провожая взглядом красоток, уводящих еще два велика…

— Велосипед — это не просто средство передвижения, — говорит руководитель социального проекта «Велогород» Андрей Рычков. — Это путешествия, общение, познание, это даже образ жизни, поэтому наш проект называется «Велогород». Мы организуем не только поездки, но еще проводим встречи с путешественниками, которые проехали через всю Евразию до Владивостока, устраиваем тематические веловыставки. А для студентов ДВФУ наша команда предлагает интересные экскурсионные веломаршруты по Русскому острову.

Обычно люди ездят просто по кругу. Конечно, через некоторое время это становится неинтересно. Мы же предлагаем кататься с пользой не только для тела, но и для ума. В кампусе живут тысячи студентов, но многие из них почти незнакомы с Русским островом и его интересными местами. А ведь Русский остров — место очень богатое и исторически, и географически. Здесь буквально два метра сойди с дороги — и наткнешься на какую-нибудь заброшенную военную часть или батарею.

К нам недавно обратились из Аппарата президента кампуса ДВФУ с просьбой поддержать их мероприятие. Они хотят сделать для студентов ночной выезд с палатками куда-нибудь вглубь острова. Мы порекомендовали им пару бухт для кемпинга, сейчас организовываем туда велосипедную колонну, по ходу проведем экскурсию, по пути заедем в какие-нибудь интересные места и, конечно, обеспечим проводников для обратной дороги. У нас для этого есть необходимый опыт, подготовка, люди и все необходимое техническое оснащение: радиосвязь, светоотражающие жилеты, страховка и, конечно, велосипеды. Сейчас мы согласовываем маршрут.

Как объяснил Андрей, проекту «Велогород» уже около двух лет. Все это время активисты проекта организовывали велосипедные экскурсии из центра города по историческим и другим тематическим маршрутам. Так, в районе Второй Речки в лесном массиве «Варяг» и на прилегающих территориях можно найти много интересного: постройки Владивостокской крепости, природные и техногенные объекты. В этом году «Велогород» решил сместить акценты и перенести основные маршруты и свой «штаб» на Русский остров, в партнерстве с располагающейся в кампусе ДВФУ экстрим-школой «Точка притяжения». Теперь кампус ДВФУ стал для студентов и всех жителей города точкой притяжения и той точкой отсчета, откуда стартуют экскурсионные маршруты по Русскому острову.

— У нас есть уникальная информация, которой мы делимся на своих экскурсиях,— говорит Андрей Рычков. — Мы ее получаем не только из книг и Интернета, но и напрямую — от тех, кто прежде служил на острове, из архивных источников и рукописей. Например, у нас есть контакт с Марком Борисовичем Лившицем — сыном бывшего командира Школы связи. Его отец заведовал частью с 1939 по 1954 годы, а именно в это время Школа связи на Русском считалась лучшим учебным отрядом в СССР. Марк Борисович прислал нам свою рукописную неопубликованную автобиографию, предоставил фотографии, которые никто не найдет в Интернете. Он поддерживает нас, потому что очень трепетно относится к этой территории, для него очень важно, чтобы люди о ней знали и не забывали, насколько это была значимая страница в истории не только Русского острова и Владивостокской крепости, но и всей страны. Так, на основе авторских материалов мы составляем свои уникальные экскурсии, и дать эту информацию, кроме нас, сейчас никто не может.

Какие экскурсии уже успели провести и как они прошли?

— В этом году фронт-мероприятием стала «покатушка» под названием «Видовые 2.0», которая прошла в начале весны. Это была массовая экскурсия для всех желающих. Мы двигались от кампуса ДВФУ в направлении Канала, с посещением Новосильцевской батареи, Поспеловской мортирной батареи на берегу Босфора Восточного, остатков храма 35-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в поселке Поспелово и, далее, Канала, где находятся опоры бывшего поворотного моста на остров Елены и арт-объект «33+1». В общем, на экскурсию собралось около 150 человек. Можно считать, это было открытие экскурсионного велосезона в городе.

Расскажите подробнее о ваших маршрутах.

— У нас их несколько разной степени сложности. Например, для тех, кто хочет просто покататься, но не хочет кружить по знакомым дорожкам в кампусе, кому нужно более широкое пространство для катания, подойдет маршрут на Школу связи. Это хороший вариант для несложной прогулки: дистанция 6–7 километров, умеренный рельеф и достаточно простая дорога. Экскурсия занимает 1,5–2 часа, ее стоимость — 500 рублей.

Для более подготовленных и уверенных в своих силах мы предлагаем маршрут на мыс Тобизина. Там довольно сложные условия, подъемы и спуски, а сама поездка занимает около четырех часов. Эта экскурсия стоит 800 рублей. В стоимость наших экскурсий мы включаем прокат велосипеда, использование экипировки, страховку и услуги гида-механика. Со своим велосипедом — дешевле. Но нужно учитывать, что если поездка затянулась по вине заказчика, например в случае необходимости дополнительного времени для отдыха, нужно будет оплатить время проката велосипеда, превышающее установленное на проведение экскурсии,— отмечает Андрей Рычков.

Как уточняют велопрокатчики, информация об экскурсиях, планируемых на выходные дни, выкладывается каждый понедельник в группе «Велогород» «ВКонтакте» и на сайте туркомпании «Аврора». Остальное время организаторы работают в поточном режиме, в зависимости от заявок и набирающихся групп. Экскурсию можно организовать и вполне оперативно, что очень удобно для студентов, у которых вдруг обнаружились несколько часов свободного времени. Как сказал Андрей, в этом сезоне экскурсии проходят каждый день.

— Доехать до какой-либо точки и взять информацию с Google-карты может любой человек, — говорит Андрей. — Но получить то наполнение, которое мы даем, можно только у нас. Каждая поездка уникальна и дает что-то новое. Например, у дороги на мыс Тобизина очень сложный рельеф. Чтобы попасть на оконечность полуострова, нужно преодолевать распадок и переносить велосипеды на себе. На этом отрезке пути люди встают в цепочку, поддерживают друг друга, ощущают плечо товарища. Так экскурсия по, казалось бы, накатанному и известному маршруту, превращается в целый поход, в настоящее приключение. И каждый раз это интересно по-новому.

Фотографии предоставлены Андреем Рычковым