Проект «Управление 2.0» разрабатывают в ДВФУ
Владислав ШКОДА [текст],
Станислав ТИМОХИН [фото]
Проект «Управление 2.0» получил поддержку в Министерстве образования и науки РФ на заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России в марте этого года.
В состав проектной группы входит заместитель проректора по стратегическому развитию ДВФУ Андрей Мартыненко, директор Школы экономики и менеджмента Елена Гаффорова, директор Департамента управления персоналом Ксения Яровенко, директор Департамента имиджевой политики Жанна Николаева, директор Центра маркетинга Леонид Копылов. Все они первоначально входили в группу «Управление» в ходе учебных тренингов управленческого состава ДВФУ в Московской школе управления «Сколково». В настоящее время в состав проектной группы также вошли все заместители директоров Школ по развитию.

Читайте также:
Ключевые преобразования: проект «Управление»
По мнению участников рабочей группы, главная цель реформы — найти оптимальный способ убрать дисбаланс полномочий и ответственности между центральным аппаратом (ректоратом) и Школами университета. Школы чаще всего несут ответственность за выполнение ключевых показателей, но при этом имеют крайне мало полномочий, особенно в части формирования собственного бюджета. Это, в свою очередь, ведет к дублированию одних и тех же функций разными подразделениями и неэффективному использованию ресурсов. Ответственность за выполнение различных управленческих функций при этом также может размываться.
— В настоящее время мы только в начале пути, — отмечает Елена Гаффорова. — Наши задачи на этом этапе — понять, какие элементы нынешней системы управления работают плохо, почему это происходит, и построить такую управленческую модель, которая позволит университету успешно решать операционные и стратегические задачи, достигать поставленных целей наиболее эффективно. Мы начали с анализа уже работающей в ДВФУ процессной модели, которая описывает 52 основных процесса и разграничивает их выполнение между подразделениями. Эта система станет основой для выделения ключевых для университета блоков подпроектов в рамках «Управления 2.0». Например, это могут быть подпроекты «Финансовая модель университета», «Управление персоналом».
Как отмечают авторы проекта, полная автономия для Школ будет нецелесообразна. Такие функции, как бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, международная деятельность, правовое сопровождение, должны остаться у центрального аппарата университета. При этом часть функций и полномочий, например по международной деятельности или маркетингу, может делегироваться и в Школы, однако для этого придется четко определить границы ответственности и обладателей финансовых, материально-технических и административных ресурсов.
— Обладая ответственностью и ресурсами, Школы должны будут руководствоваться бизнес-логикой, — говорит Елена Борисовна. — Здесь дело не столько в деньгах, а сколько в эффективности работы по-настоящему самостоятельного подразделения. За счет чего идет ресурсное обеспечение всех процессов в Школе? Если это образовательная программа, есть ли на нее рыночный спрос? Если его нет, является ли она частью заказа государства на выпуск специалистов определенных специальностей? Если это так, идет ли на эту программа государственная субсидия или участие в подготовке дает право на участие в государственных программах и грантах? В общем, бизнес-логика — это понимание того, что у каждой образовательной программы или исследования должна быть заинтересованная сторона — рынок, корпоративный партнер или государство.
По словам Елены Гаффоровой, после завершения анализа уже работающей управленческой системы и создания собственной модели проект будет вынесен на рассмотрение рабочей группой, в которую входят представители ректората — директора Школ и руководители департаментов. Полная реализация проекта займет около двух лет, при этом небольшие управленческие изменения будут внедряться постоянно и регулярно. Также не исключено, что к экспертизе для лучшего результата будут привлекаться как университетские, так и внешние эксперты.
Напомним, что проект «Образование 2.0» реализуется в рамках Программы повышения конкурентоспособности ДВФУ (Проект 5-100), ключевым результатом которой должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.