Об изменении программы «Дальневосточный гектар» и Свободного порта Владивосток

16 ноября 2017

Ведущий специалист Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Виталий Савенков рассказал об инициативах по изменению программы «Дальневосточный гектар» и расширению режима Свободного порта Владивосток

О ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГЕКТАРЕ

Популярность программы «Дальневосточный гектар» постепенно набирает обороты, что обусловлено ее уникальностью — любой гражданин Российской Федерации может абсолютно бесплатно получить землю на Дальнем Востоке. Тем не менее, одной из острых проблем при реализации этой программы остается недостаточная производственная полезность участка в один гектар с экономической точки зрения. Фактически, речь может идти только о компактных отраслях — например, о пчеловодстве, тогда как добиться успеха в животноводстве или растениеводстве на одном гектаре действительно проблематично. Поэтому предложение депутатов Государственной Думы об укрупненном к выдаче участке площадью до десяти гектар выглядит весьма обосновано. С другой стороны, оно имеет несколько спорных моментов.

Во-первых, необходимо принять во внимание ограниченность земельного фонда Дальнего Востока в принципе. Конечно, это не значит, что земля в рамках программы закончится в обозримом будущем, но при раздаче в десятикратном темпе земельный фонд с приемлемым соотношением географического расположения и имеющихся коммуникаций может закончиться быстрее, чем ожидается.

Во-вторых, в силу очевидных ландшафтно-климатических особенностей нашего региона, далеко не вся земля является пригодной для ведения сельского хозяйства. Более того, существуют различные приоритетные зоны местного уровня, развитие сельского хозяйства в которых дало бы существенный толчок к росту местной экономики в целом. В этой связи необходимо определить конкретные территории, земельный фонд которых может быть роздан в объеме до десяти гектар на одного заявителя.

В дополнение к этому конкурсная процедура может стать оптимальным решением для распределения ограниченного объема укрупненных участков. Такая процедура может включать экспертизу и защиту бизнес-плана будущих производств с участием профильных институтов развития Дальнего Востока и местных властей. Важно отметить, что в отличие от общей процедуры получения одного гектара, предусматривающей весьма необременительный контроль со стороны государства по использованию полученной земли, в данном случае местные власти должны будут уделить существенно большее внимание этому вопросу.

В целом, предлагаемые изменения уместно считать удачным дополнением к программе «Дальневосточный гектар» при адекватной реализации которого можно будет наблюдать рост популярности самой программы и экономических показателей на местном и региональном уровнях.

О СВОБОДНОМ ПОРТЕ ВЛАДИВОСТОК

Решение распространить режим Свободного порта Владивосток на международные аэропорты в остальных регионах Дальнего Востока, на мой взгляд, является стратегически правильным, но получить от него существенные дивиденды удастся только в долгосрочной перспективе. Из положительных моментов, действительно, следует отметить потенциальный рост пассажиропотока в части туризма и деловых контактов.

Тем не менее, ожидать резкого увеличения количества пассажиров не стоит. По данным Минвостокразвития России, за первые два месяца работы режима Свободного порта Владивосток было выдано порядка 3 000 виз, а около 2 000 иностранных граждан посетили Россию по электронным визам. Это притом, что аэропорт Кневичи сам по себе является лидером пассажироперевозок на Дальнем Востоке. Для аэропортов, находящихся в конце первой или во второй сотне по количеству перевезенных пассажиров в России, таких как Комсомольск-на-Амуре, Анадырь и Бухта Провидения, динамика роста будет гораздо медленнее.

Кроме этого, процесс осложняется и ограниченным перечнем стран, граждане которых могут воспользоваться краткосрочным безвизовым въездом. Например, северо-восточные аэропорты России выполняют рейсы в США, но Америки в вышеупомянутом списке нет, а ожидать граждан ОАЭ или Алжира, скажем, в Анадыре — не очень перспективно.

С другой стороны, со временем иностранцы узнают и привыкнут к безвизовому въезду для краткосрочных поездок по Дальнему Востоку, а это, в свою очередь, подстегнет к развитию инфраструктуру как самих аэропортов и прилегающих территорий, так и регионов в целом. Особое внимание следует уделить развитию сферы услуг (торговля, развлечения, точки питания), а также логистике и транспорту (доступность ориентирования по городу с использованием английского языка в такси и общественном транспорте).

Важно понимать, что само по себе введение безвизового въезда граждан около 10% государств мира — не есть законченное решение проблем недостаточного развития туристического, делового и транспортного секторов Дальнего Востока. Данные проблемы должны решаться системно и на всех уровнях с привлечением лучших федеральных и зарубежных практик. Тем не менее, распространение режима Свободного порта на почти все регионы Дальнего Востока очень четко попадает в концепцию «Дальний Восток — ворота России в АТР» и имеет радужные перспективы при комплексной реализации.