Арт-рынок на Дальнем Востоке: миф и реальность
![]() |
Доктор искусствоведения, доцент, директор Департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, Владивосток Наталья Федоровская. |
Творческие испытания в ДВФУ
Инструментами для формирования устойчивых экономических отношений в сфере искусства становятся: проведение международных выставок, арт-маркетов, создание художественных резиденций, организация международных фестивалей разных форматов, творческих гастролей (для музыкантов, танцоров) и т.п.
Выставка «Рождественские сны» в ДВФУ
Рассмотрим, к примеру, ситуацию с арт-маркетами и галереями, в функцию которых входит проведение выставок-продаж работ художников. В России в последние годы повсеместной становится ситуация, когда крупные галереи отказываются организовывать и участвовать в арт-маркетах из-за возможности общественного порицания и обвинения в том, что они наживаются на продаже работ. Эта проблема актуальна и для Москвы, и для Владивостока.
Тема «Арт-окно в Азию» с точки зрения визуальных искусств может быть рассмотрена с двух позиций. Первая исходит из центральных регионов России и связана с тем, что при относительно освоенном европейском и американском художественных рынках, азиатский арт-рынок, в силу отдаленности от Москвы и Санкт-Петербурга, долгое время оставался недостаточно задействованным. Возникает ощущение того, что существует необходимость «прорубить» арт-окно в Азию, чтобы познакомить любителей искусства с современными российскими произведениями. Крупнейшие центральные галереи, в том числе Государственная Третьяковская галерея заинтересованы на выход в азиатские арт-пространства.
Вторая позиция демонстрируется практиками-художниками, работающими на территориях, географически приближенных к азиатскому региону. «Арт-окно в Азию» для них уже давно «открыто» и активно используется (Илья Бутусов, Председатель, Приморское отделение Союза художников России). За десятилетия сотрудничества в разные годы проводились выставки в Китае, Японии, Южной Корее, Вьетнаме. Многие, под эгидой Приморской государственной картинной галереи и частной галереи «Арка», входили в международные культурные программы Года России в Китае и Года Китая в России (2006), Года России в Японии и Года Японии в России (2018), Года России во Вьетнаме и Года Вьетнама в России (2019-2020). Заложенные многочисленные личные связи позволяли до пандемии российским художникам активно сотрудничать с китайскими галеристами, участвовать в коллективных пленэрах в Китае, организованных китайской стороной, продавать свои работы.
Выставка «Сезон потерянных дней» в Художественном музее ДВФУ
Фото: Илья Табаченко
Эти две позиции свидетельствуют, во-первых, об отсутствии полной информации о происходящих в области искусства событиях в Сибири и на Дальнем Востоке России. Одной из причин тому может являться недостаточная освещенность этого вопроса в средствах массовой информации и социальных сетях. Во-вторых, в связи с отдаленностью регионов существует некоторая сложность в коммуникации между центральными и периферийными арт-институциями, и в-третьих, разобщенность между художниками и галеристами, когда вопрос касается арт-рынка и финансово-экономической стороны.
В настоящее время отчетливо выявляется тенденция более тесной межкультурной и экономической коммуникации между территориально близкими к странам Азии регионами России (в основном это Дальневосточный и Сибирский федеральные округа), в особенности с Китаем. Стратегии экономического взаимодействия между российскими и азиатскими участниками арт-индустрии большей частью имеют односторонний характер: российские художники и исполнители (музыканты, танцоры, певцы) посещают Китай с целью создания и продажи «на месте» художественных произведений, работают по контракту в художественных, музыкальных, хореографических школах, выступают с гастролями. Если изначально перемещения были связаны с межгосударственными культурными мероприятиями, то постепенно процесс приобрел индивидуальный характер, основанный на личных связях. К сожалению, в настоящее время практически нет примеров того, как китайские художники и музыканты работают и продают свои произведения в России.
Выставка «Пятипалый дракон» в Художественном музее ДВФУ
Фото: Илья Табаченко
Арт-рынка в привычном понимании на Дальнем Востоке на данный момент не сформировано. Арт-маркеты, художественные салоны, где художник может предложить к продаже свои работы «живьем», в настоящее время утрачивают свою актуальность. Отметим, что, как и во всем мире, арт-рынок Дальнего Востока активно развивается в цифровой среде, где без посредников художник и заказчик могут найти друг друга и частным порядком решить экономические вопросы.
Таким образом, одной из ключевых стратегий официального продвижения российского искусства в Азию на Дальнем Востоке становится организация культурными институциями творческих площадок для всероссийской международной выставочной, концертной, фестивальной деятельности, приглашение к участию не только представителей арт-индустрий, но и бизнеса, что в перспективе повысит известность российских художников, музыкантов, танцоров, театральных деятелей и т.д. на российском и азиатском рынках и позволит строить устойчивые международные экономически отношения.
Выставка «Рождественские сны» в ДВФУ
В результате можно высказать несколько рекомендаций, которые могут способствовать ускорению развития арт-рынка в регионе:
— проведение под патронажем государственных структур и бизнес-сообщества выставок-ярмарок, арт-маркетов для активизации художественно арт-рынка в регионах Дальнего Востока (по принципу творческих маркетов и ярмарок мастеров декоративно-прикладного творчества);
— поддержка международных фестивалей различных форматов, вовлечение арт-сообщества в бизнес-форумы и ярмарки, с возможностью дотирования их участия (как, пример, было ранее на Тихоокеанских международных туристских выставках «Pacific International Tourism Exро»);
— развитие государственных программ поддержки международных проектов, в которых принимают участие творческие коллективы и представители творческих общественных организаций, например, Союза художников России;
— популяризация через средства массовой информации и социальные сети местных представителей арт-индустрии, культурных событий, заказ средствам массовой информации репортажей, рецензий, обзоров по культурным событиям.