Александр Колбас: Хотим помочь нашим ученым

11 декабря 2012

Дарья ЛАТЫПОВА [текст],
фото предоставлено сотрудниками бизнес-инкубатора ДВФУ

Представители Департамента инновационной деятельности ДВФУ вернулись после стажировки в США. О сотрудничестве с американскими коллегами, продвижении проектов на международном рынке и отличиях в системах образования наших стран рассказывает и. о. директора бизнес-инкубатора TERRA_CREATIVA Александр Колбас.

Стажировка проходила в рамках реализации проекта по созданию инновационной инфраструктуры в ДВФУ. Американские коллеги организовали для нас встречи в бизнес-инкубаторах, технопарках и инновационных центрах в нескольких городах — Дейтоне, Индианаполисе, Блумингтоне — поэтому мы увидели разные форматы работы заокеанских специалистов.

ЧТО ТАМ НА РЫНКЕ?

Формат работы американских бизнес-инкубаторов подразумевает занятость студентов в проектах реальных компаний. Вокруг университета расположены тысячи корпораций, которые заинтересованы в том, чтобы их продукт выдерживал конкуренцию на рынке. Поэтому компании в США готовы внедрять новые технологии. У нас ситуация противоположная из-за того, что конкуренция на рынке практически отсутствует.

К примеру, в одном из частных бизнес-инкубаторов США студенты принимают заказы от компаний, решают довольно сложные технологические задачи и зарабатывают хорошие деньги. При этом все права на использование разработок принадлежат компании-заказчику.

А в университете штата Индиана студенты работают над проектами бесплатно — накапливают опыт. Весь этот процесс интегрирован в учебную программу.

Ключевое отличие наших систем образования в том, что в США студенты-бакалавры к третьему году обучения практически все трудоустроены. Они стажируются в компаниях, а затем многим из них поступает предложение о работе.

Некоторые проекты, которые мы представили американским коллегам, получили высокую оценку экспертов. Это три IT-проекта (по определению остроты зрения, глаукомы и созданию интеллектуальной логической игры, которая улучшает мозговую активность) и два технологических, пришедших в бизнес-инкубатор ДВФУ «со стороны» для продвижения на рынке сбыта. Это проект по производству шайбочных шнеков и нового вида компрессоров, у которых КПД в несколько раз больше уже существующих.

ПРЕДМЕТНО

В частном университете Дейтона договорились о сотрудничестве в сфере обоюдного продвижения наших проектов. Грамотное продвижение проекта — это один из ключевых моментов в развитии инноваций. Американские специалисты поделились с нами опытом работы и рассказали, как наладить механизм продвижения разработок.

Также с университетом штата Индиана подписали соглашение о сотрудничестве по интересному проекту, сейчас над ним работают специалисты Школы биомедицины ДВФУ. Нам предложили производить один уникальный лекарственный препарат на территории России. Загвоздка в том, что он запрещен к производству в США: фармацевтическая компания Lilly и Университет Индианы до сих пор не могут «поделить» патент на это изобретение. А таблетки действительно чудо — при исследованиях выяснилось, что их применение может вылечить поликистоз. Раньше это заболевание предполагало только хирургическое вмешательство.

Результатом поездки стал и новый учебный курс по предпринимательству, который недавно стартовал в бизнес-инкубаторе ДВФУ. Занятия организованы совместно с Центром предпринимательства и инноваций университета Индианы. Студенты смогут научиться мировым стандартам работы над реальными технологическими проектами.

А МЕНТОР КТО?

Знаете, что интересно — в американских университетах очень развита система менторства: своеобразная интеллектуальная благотворительность. Как создается успешная инфраструктура бизнес-инкубаторов? Через сообщество бизнесменов и общественных деятелей в тесном сотрудничестве с наукой. Пенсионеры, проработавшие не один десяток лет в крупнейших корпорациях, продолжают бесплатно консультировать студентов, помогают им сформулировать свои идеи, подготовить грамотное предложение инвесторам.

Теперь и у нас хотим создать подобную систему. Мы предлагаем компаниям помощь в решении возникших проблем. Студенты получают возможность зарекомендовать себя в процессе обучения, а заказчики — результат.

Еще одно направление деятельности бизнес-инкубатора ДВФУ — сделать существующие проекты конкурентоспособными для местных и зарубежных компаний. В ДВФУ есть очень много интересных разработок наших ученых, и мы реально хотим им помочь выйти на международный уровень, а наши американские коллеги готовы в этом помогать.

У нас пока не получается создать единое пространство — наука, бизнес, образование — но мы увидели, как такая схема работает у наших американских коллег. Теперь появилось понимание, как это можно сделать нам. Может быть не сразу все пойдет гладко, но мы знаем, в каком направлении двигаться.