Английская пропаганда

24 августа 2012

Максим БАРЫЛЕНКО [текст]
Ксения НОВИКОВА [фото]

Проект «Интенсивный английский язык» для сотрудников ДВФУ, начавшийся в конце прошлого года, набирает обороты. Об особенностях обучения языку Шекспира мы беседуем с Натальей Спицыной, менеджером этого проекта и образовательных программ «Лингвистика», «Филология», «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета.

— Наталья Александровна, как появилась идея проведения таких курсов?

— Старт проекту дал бывший ректор Владимир Миклушевский.  Слушатели первого набора начали обучение  1 декабря прошлого года. Тогда к нам пришло 160 человек, а с 15 апреля их стало в два раза больше — около 300.

— Расскажите, пожалуйста, как протекает процесс обучения?

— У нас работают как русские преподаватели, так и носители языка. Стандартный курс  длится от 72 до 104 часов. При наборе мы оцениваем  возможности каждого и формируем группы  по уровню владения языком. После курсов все слушатели должны сдать экзамен на знание языка IELTS. У ДВФУ заключен договор с компанией Students International, которая является международным аккредитованным центром IELTS. Международные эксперты принимают экзамен в стенах университета. По нашим требованиям слушатель должен получить 6 баллов из 9. Даже из носителей мало кто получает максимальный.  Средний  балл среди 160 учащихся, отучившихся в первой волне, достаточно высок — 7.  Есть у нас и отличники. На 8 баллов сдали 14 человек, а на 8,5 — трое.

— Кто учится на курсах?

—  В первый набор попали преподаватели, которые уже с осени  будут работать со своими студентами на международных магистерских программах на английском языке.  После окончания обучения и сдачи IELTS большая их часть поехала на языковые стажировки в Австралию и Америку.

Вторая волна состоит исключительно из тех, кто сам захотел изучать английский язык. Это обычные преподаватели и другие сотрудники вуза.  От трехсот пришедших на курсы, отсеялось 10 %. И то лишь потому, что людям просто некогда, ведь их не освобождают от основной работы. А занятия отнимают около 8 часов в неделю.

Поскольку у второго набора уровень английского, как правило, ниже среднего, они продолжат обучение  до конца лета, а потом будут сдавать IELTS.  Ну а осенью организуем третий набор, также для добровольцев. Признаться, немножко переживаю на этот счет. Если придут ещё в два раза больше людей, будет сложновато. Но думаю, что мы справимся.

Кстати, сейчас к нам обратились представители завода «Прогресс» в Арсеньеве. Многие сотрудники предприятия также являются работниками ДВФУ. Как раз им и требуется знание языка. Думаю, что их начнут обучать одновременно с третей волной слушателей.

Как вы предварительно оцениваете результаты второго набора?

—   Я довольна. У людей отличная мотивация. Несмотря на более низкий уровень,  даже при бешеной занятости они великолепно осваивают азы и начинают говорить.

— Это первый опыт. Какая методическая база использовалась для подготовки?

— Наработки наших преподавателей. Многие из них учитывали свой опыт преподавания на вечерних курсах, в частных школах и различных языковых центрах. Помимо этого, мы закупили новейшее оборудование: пять лингафонных классов, пять аудиторий для видеоконференций и новейшие учебники Touchstone. По ним, например,  можно пройти весь курс дистанционно, так как их электронная версия загружена в LMS среду Кембриджского университета.

— В чем специфика таких экзаменов как IELTS и TOEFL?

— Цель подобных экзаменов одна — измерить уровень владения английским языком. Как правило, такие тесты оценивают учащегося по четырем основным критериям: владение устной и письменной речью, восприятие на слух и умение извлекать полезную информацию из текста. К слову, эти тесты довольно нетипичны. Вы, например, можете хорошо владеть языком, но велика вероятность того, что у вас будет низкий бал. Так часто случается с некоторыми преподавателями. За устную речь они, например, могут получить 8,5, или даже 9 баллов, а вот за умение извлекать полезную информацию часто получают около пяти. А в итоге — 6,5 баллов. В тестах, подобных IELTS, главное — правильная подготовка. И мы учим этому.

— Если эти экзамены похожи, почему международные организации не введут единый?

— Здесь все достаточно просто — нацеленность на разные рынки. Ведь сертификация на знание английского — целая индустрия. Представьте себе то огромное количество людей, которые поступают в университеты, устраиваются на работу, мигрируют. TOEFL считается нацеленным на американский рынок, а IELTS, который сдают наши слушатели, на английский, австралийский, канадский.