Ассистент кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов ШЕН ДВФУ общается с коллегами из США на равных

7 декабря 2012

Людмила ХАРИТОНОВА [текст и фото]

Осенью 2012 года Ксения Нагорнова, ассистент кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов Школы естественных наук ДВФУ, прошла стажировку по программе «экологический менеджмент в образовательной среде» в университете штата Миннесота (США). Поехала она туда в рамках программы «Открытый мир». Мы попросили ее рассказать о своих впечатлениях от кампусов американских университетов и некоторых отличиях в подготовке экологов.

Я хотела познакомиться с тем, как реализуются программы экологического образования в Америке. Интересно сравнить американский опыт с нашим. Я ездила в составе российской делегации, в которую вошли 40 человек. Программа «Открытый мир» — тематическая, ее основные направления — местное самоуправление, экологический туризм и защита окружающей среды. Вначале мы, делегаты, собрались в Москве. Затем прилетели в Вашингтон, где провели два дня. Потом участники разделились на группы по 5–6 человек, каждая из которых отправилась в свой штат работать по выбранному направлению.

НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Восемь дней наша группа провела в штате Миннесота в городе Бемиджи (Bemidji), где мы посетили университет и технологический колледж. Нас познакомили с программами обучения и подготовки специалистов в области экологического менеджмента и защиты окружающей среды, мы побывали на экскурсиях в лесном хозяйстве и на очистных сооружениях.

Университет штата Миннесоты небольшой, всего около 5 тысяч студентов, и, конечно, когда приходилось рассказывать о ДВФУ, интерес у американцев был огромный: еще бы, Федеральный университет, крупный вуз на границе трех государств! Те студенты и аспиранты, биологи и экологи, с кем мне довелось общаться, интересовались нашими программами магистратуры и аспирантуры. Но, к сожалению, местные ученые специализируются больше на экологии рек и озер, а у нас основной упор на изучение морских объектов. Во время встречи с президентом университета у него возникло много вопросов об устройстве ДВФУ, преподавательском составе, организации учебного процесса и практических занятий.

А КАК У НИХ?

Мне тоже было очень интересно сравнивать «у нас» и «у них»: кампус, учебные корпуса, лаборатории. Приятно отметить, что у в ДВФУ научные лаборатории оснащены лучше, исследовательское оборудование более современное, и, что немаловажно, его много. Но в университете Миннесоты намного лучше условия для учебного процесса и практических занятий: у студентов есть свои автобусы для выезда «в поле», сапоги, лопаты. Еще мне понравилось, как у них работает акваториальная — специальная комната, в которой студенты проводят эксперименты в контролируемых условиях.

В университете штата Миннесота уже реализовано то, что нам еще только предстоит. Благодаря наличию технологического колледжа и лицензии на строительство, университет может зарабатывать на постройке домов и сопутствующей деятельности. Например, студенты-строители под руководством преподавателя возводят дом на заказ. Студент получает зачет, а университет — прибыль. Сейчас гидролаборатория оформляет аккредитацию на работы по оценке качества воды. Университет зарабатывает деньги, конечно, при участии преподавателей и студентов.

Мне очень понравилось то, как в Америке поддерживают студенческие инициативы. Вот, допустим, ребята создали проект по зеленому кампусу (у нас тоже обсуждался подобный), у них уже есть конкретные результаты. Уличное освещение перевели на солнечные батареи, подсветка остановок, улиц, дорожек внутри кампуса — все идет от солнечной энергии. Студенты наладили раздельный сбор мусора, занимаются ландшафтным дизайном на своей территории.

В университете поддерживают здоровый образ жизни: там много спортивных залов, бассейнов, кортов, и они доступны для всех. Очень интересно организована система в спортзале — когда спортсмен бежит на тренажере, энергия, которую он вырабатывает, аккумулируется в специальных батареях, и потом используется на поддержание функционирования этих же самых тренажеров.

Приятно видеть, что студенты чувствуют себя хозяевами в кампусе — от этого у них возникает совершенно другое отношение к университету. Ребята придумывают и реализуют множество проектов по благоустройству территории. Хотелось бы, чтобы и у нас в новом кампусе тоже было так.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Я еще раз убедилась, насколько важно для студентов заниматься проектной деятельностью. Сама вряд ли смогла бы поучаствовать в программе «Открытый мир», если бы не имела за плечами опыт ведения различных проектов.

Несколько лет назад наши студентки-экологи победили в европейском конкурсе. И когда я была студенткой, и сейчас руководство всегда оказывает поддержку студенческим инициативам. Всегда находятся помещение, проекторы, компьютеры.

Если хотите собраться, обсудить какой-то проект — приходите, дверь всегда открыта. Мы со студентами активно участвуем в Днях науки, открытых дверей, и у ребят постепенно созревают свои маленькие проекты, научные и образовательные, а руководство Школы и кафедры оказывает поддержку в их реализации. Мне кажется, пока вы учитесь, пока есть возможность и азарт, нужно проявлять инициативу. В будущем это очень пригодится.