«Личное мнение» в центре Азии: студенты ДВФУ провели встречу с главой Республики Тыва
Остров.ру / По материалам ЦСИ «Черный куб»
Владивосток, 23 ноября, газета «Остров.ру». В рамках проекта «Личное мнение», по инициативе центра социальных инноваций (ЦСИ) «Чёрный куб» и кафедры политологии ДВФУ, состоялся телемост студентов-политологов с председателем правительства Республики Тыва Шолбаном Кара-оолом. На встрече говорили о современном кризисе, о проблемах развития региона, о геополитических процессах, начиная с 1990-х, о политике национального единения. Глава региона рассказал, что одной из главных проблем Тувы считается отсутствие железнодорожного сообщения, что очень тормозит развитие этого уникального региона — географического центра Азии. Приморские политологи получили возможность услышать информацию без фильтров, из первых уст. Это была профессиональная беседа с серьезным политиком. «Остров.ру» представляет стенограмму беседы с небольшими сокращениями.
Модераторами встречи с главой Тувинской республики выступили директор центра социальных инноваций «Чёрный куб» Юрий Коломейцев и заведующая кафедрой политологии ДВФУ Наталья Коломейцева.
Ш.В. Кара-оол: Спасибо, что предложили побеседовать. У меня во Владивостоке много друзей, до сих пор общаюсь с ними, друг к другу ездим, семьями дружим. И это не случайно, потому что в первое время как молодой специалист я начинал преподавать в Дальневосточном государственном университете. Преподавал на восточном факультете. Это был престижный, серьезный факультет. Я, будучи молодым преподавателем, добирался пешком до места работы, а некоторые студенты уже ездили на японских автомашинах. Мы, приехавшие с Урала (окончил Уральский госуниверситет), подумали тогда, что обучаем продвинутых ребят. Поэтому я знаю Дальневосточный университет, как говорится, не понаслышке. Владивосток — красивый, хороший город. Поэтому, ребята, я вас приветствую и благодарю за встречу!
Про Туву скажу, что мы сейчас находимся в пяти метрах от центра Азии. Есть Малайзия, Китай, Япония, Средняя Азия, Узбекистан, Казахстан... А вот географический центр Азии находится именно у нас, на территории Тувы. И я бы хотел пригласить вас сюда, потому что к центру Азии нужно обязательно прикоснуться. Этот бренд представлен у нас в Кызыле красивой набережной с прекрасными памятниками – скульптурой скифских царя и царицы.
И это тоже не случайно, потому что культурное наследие наших предков очень интересное, мощное. Прямо в Кызыле в краеведческом музее экспонируются золотые артефакты скифского периода. В 2001 году всего в 40 километрах от нашей столицы в царском захоронении было найдено почти 20 кг золота. Совершенно случайно его нашли, а потом выяснилось, что это предметы мирового значения. Это событие перевернуло историческую науку. Кочевая культура скифов — ее корни именно в Туве, а не в Причерноморье, как раньше мы думали и как нас этому учили. Эта древняя цивилизация произошла именно у нас. Если вы приедете в Туву, то убедитесь в этом.
Юрий Коломейцев, директор ЦСИ «Чёрный куб»: Перед началом встречи мы обсуждали, что до Тувы очень сложно добраться. Шолбан Валерьевич, делается ли что-нибудь, чтобы проложить железную дорогу до Тувы?
Ш.В. Кара-оол: Вы знаете, таких субъектов, у которых нет железной дороги, не так много в нашей большой стране – всего шесть. Железная дорога для нас — это не просто желание или какая-то мечта. Это жизненная необходимость, чтобы Тува развивалась, чтобы она воспряла. Ведь наша республика имеет огромный потенциал и силу, она может внести свою лепту в развитие российской экономики. В Туве имеется вся таблица Менделеева.
Здесь есть месторождения меди высочайшего качества, здесь есть коксующиеся угли, которые по запасам сопоставимы с Кузбассом. Но если там угольные месторождения понемногу истощаются, то в Туве они до сих пор лежат в нетронутом виде. Более того, наши коксующиеся угли — самых лучших и востребованных в металлургии марок. Я слышал, в 1990-х годах в страну такой уголь завозили из Австралии. Согласитесь, абсурдно звучит, ведь этот уголь есть в России, то есть в Туве. Более 20 млрд тонн. И понятно, что железная дорога могла бы раскрыть потенциал нашей республики, которую сегодня называют бедной, дотационной и так далее.
Железная дорога для нас — вопрос жизни. И здорово, что наш министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу на заседании Правительства России подчеркнул, что будущая железнодорожная ветка нужна не только для освоения минерально-сырьевой базы, она должна быть рентабельной, экономически целесообразной и пойти дальше Кызыла с выходом к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Это поможет осуществить инициативу президента России по активизации восточного вектора развития страны. Вспомните, сам глава государства прибыл в Туву и сказал: «Железной дороге быть». Я ему верю.
С точки зрения потенциала, Тува — колоссальная республика. Поэтому я убежден, что будущее у нашего региона очень хорошее. Хочу, чтобы наши ребята, которые учатся в разных уголках нашей страны, быстрее возвращались на малую родину специалистами, профессионалами своего дела.
Юрий Коломейцев: Как Тува переживает современный экономический кризис?
Ш.В. Кара-оол: Да, на нас кризис тоже отражается. Но испокон веков наши предки занимались скотоводством. Территория и климат этому способствовали. Наши предки всегда были сыты, одеты, потому что они умели заниматься животноводством, скотоводством. И власть республики должна максимум усилий прилагать к тому, чтобы поддержать чабанов, сделать так, чтобы заниматься скотоводством было выгодно, удобно и возможно. В Туве мы развернули проект «Одно село — один продукт». Создаем перерабатывающие малые производства. Буквально на днях у нас состоится республиканский Госсовет, на который будут созваны все заинтересованные люди. Будем говорить о поддержке молодых семей, которые готовы заняться сельхозтрудом. Предложим им республиканскую программу по строительству зимников (чабанской стоянки) с приобретением 200 голов овец для молодых семей до 30 лет.
Параллельно занимаемся созданием инфраструктуры. Идет модернизация взлетно-посадочной полосы аэропорта. Недавно нас поддержали в том, чтобы автодорога на запад республики получила федеральное финансирование. Обязательно добьемся международного статуса таможенного пункта «Хандагайты — Боршоо».
Я скажу, что кризис мы в полной мере пока еще не ощущаем, но его дыхание уже рядом. Нужно постараться превратить кризис в новые возможности. Кризис — это точно такое же явление, как развитие. Развития не может быть без противоречий. Поступательного развития никогда не было и не будет. Кризис дает дополнительный импульс развитию. Появляются новые ниши, и мы непременно этим воспользуемся.
Григорюк Андрей, студент-политолог: Шолбан Валерьевич, вы уже 17 лет в политике. Как изменилось за это время отношение центра к периферии, учитывая тот факт, что Тува — национальная республика. И, может быть, вам не хватает полномочий? Или, наоборот, есть какие-то лишние? К какому выводу Вы приходите во взаимоотношениях: мешают, помогают, излишне контролируют?
Ш.В. Кара-оол: Мне довольно сложно говорить об отношениях между регионами и Федерацией. Тем не менее скажу, что были времена, когда мы чуть не потеряли нашу страну во второй раз. Это был конец 1990-х годов, когда президент Борис Николаевич Ельцин говорил: берите суверенитета, сколько хотите. Это были слова главы государства! Иногда это трактовалось по-разному. В Конституции Тувы были пункты статей, которые позволяли своим решением выйти из состава большой страны, объявлять войну. Как видите, совершенно абсурдные пункты. В те времена Россия чуть не развалилась из-за того, что вот таким образом трактовалась суверенность нашей большой страны.
Мы с вами должны понимать, что Россия суверенна на всей своей территории и умение делегировать свои полномочия в центр — это тоже компромисс, который должен быть воспринят всеми. Другое дело, что центр должен представлять интересы федеративные, и внимание государственных органов должно быть обращено именно на поддержку федерации, в том числе на поддержку разных культур и народностей, поддержку территорий. Нужно не просто считать по головам население и по его численности выделять средства. У регионов разные стартовые условия.
Например, Тува в 1990-х годы была в тяжелой ситуации и с большим трудом входила в рыночную экономику. Не только железная дорога, но и многие другие инфраструктурные вещи, например электричество, у нас в разы дороже, чем в соседней Хакасии. И это при том, что на территории Тувы расположено наибольшее зеркало Саяно-Шушенского водохранилища. То есть наша территория используется для того, чтобы вырабатывать электричество для соседнего региона, которое дешевле, чем в Туве.
Эти вопросы должны регулироваться на уровне Министерства энергетики России. Жаль, что не оправдало себя Министерство регионального развития, но нужна конкретная структура, которая бы могла анализировать и балансировать стартовые условия регионов, учитывать разные климатические и территориальные условия. Такая структура должна быть в составе исполнительных органов государственной власти.
Иногда бывает так, когда считают на калькуляторе: у вас там 300 тысяч населения и соответственно такой-то норматив обеспечения. Но нужно учитывать, что расстояния между нашими населенными пунктами местами достигают 700 километров и чаще всего по бездорожью. И далеко не каждому чиновнику это можно объяснить в Москве, к сожалению. Но здорово, что у нас есть президент Владимир Владимирович Путин. Он часто к нам приезжает и видит реальную ситуацию.
Так, мы получили его поддержку по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта. Также он лично поддерживает и считает, что проект Кызыл–Курагино должен быть претворен в жизнь. Есть главный аргумент для того, чтобы меня поддерживали федеральные коллеги: мы не попрошайничаем в Москве, а обосновываем каждое достижение республики за определенный период и просим поддержки в чем-то конкретном и, прежде всего, в инфраструктурных вопросах.
Полозов Дмитрий, студент-политолог: Шолбан Валерьевич, в российском обществе есть мнение, что в национальных республиках есть противоречия на межэтнической почве между титульным народом и другими представителями народов. Что вы можете сказать о вашей республике? Говорят, что в Туве проживает много китайцев. Наверняка, есть проблемы между тувинцами и китайцами, русскими и китайцами. Так ли это?
Ш.В. Кара-оол: Мы должны понимать, что это очень тонкая материя. Здесь нельзя допускать скобки, недоговоренности. Вы сказали «титульная нация». Та нация, которая является самой многочисленной на территории, несет особую ответственность за интернационализм, за толерантность, за нормальные межнациональные отношения. Например, в российском государстве — это русский народ.
Он несет особую ответственность за объединение российского народа, потому что русский народ — самый многочисленный в стране. Так и на территории нашей республики около 80 процентов населения — это тувинцы. Это тоже для тувинцев особая ответственность. Мы должны подавать определенные позитивные сигналы и создавать комфорт для проживания здесь людей разных национальностей. Почти все представители народов в Туве есть. Но по поводу китайцев вы ошибаетесь. Не так много у нас иностранных граждан. Согласно законодательству Российской Федерации, есть определенная квота на привлечение иностранной рабочей силы. Тем не менее, в рамках согласования с соответствующими госорганами, они есть на территории региона.
И моя задача — создание условий для комфортных отношений между людьми. Еще раз повторюсь, народ, который представляет большинство населения, несет ответственность за свои заявления, за свое поведение. Где-то должен уступать. Когда Владимир Жириновский увлекается выборами и начинает говорить на русскую тематику, это болезненно воспринимается в национальных республиках.
Потому что Россия — это наш общий дом. И мы объединились в нем, надеясь на защиту русского народа. Поэтому и тувинцы обязаны выступать защитниками всех тех, кто доверился нам и приехал, решил связать свою судьбу с Тувой. В чем это заключается? С точки зрения государственной политики, это представительство наций в разных общественных организациях. Поэтому мы с особым интересом и с особой поддержкой относимся к Ассамблее народов Республики Тыва. Для них создана площадка, проводим съезды, встречаемся регулярно. Проводим национальные праздники народов. Мы способствуем тому, чтобы не только Ассамблея народов, но и другие общественные организации содействовали культурной автономии, сохранению языка и многому другому. Такова наша позиция, наша политика. И все силы прилагаем к тому, чтобы все так и было.
Вспомним историю. В 1914 году был объявлен протекторат России над Тувой, и только в 1944 году наша республика вошла в состав СССР. Всего 71 год назад. В 1941 году мы являлись Тувинской Народной Республикой, как соседняя Монголия сегодня. Историческая правда такова, что наши предки стремились объединиться с русским народом, так как видели их консолидирующую политику, поняли их ментальность и характер. Увидели людей, которые умеют создать вокруг себя атмосферу взаимодействия, определенную автономию, прежде всего культурную и способствующую тому, чтобы сохранялся язык тувинского народа, его этнос. Действительно, такой была политика.
Другое важное направление — это кадровая политика. Не только во власти, но и в производственных коллективах нужно соблюдать национальное равенство — это вопрос морали и совести. Мононациональные коллективы — это неправильно, это мина замедленного действия. Поэтому такие вопросы мы непременно учитываем, по крайне мере в структурах власти. И нужно этим заниматься системно, а не просто декларировать.
Сохранение дружбы между народами — одна из принципиальных задач, которую власть обязана выполнять. По поводу 1990-х годов я скажу, что тогда было очень много преувеличений и искажений по поводу межнациональных проблем в Туве. Тогда я учился в Свердловске и с интересом читал российские газеты. Я имел возможность проверять написанное, позвонив домой. Спрашивал, так ли это на самом деле? Да, были волнения из-за ощущения кадровой несправедливости, а где-то просто милиция не срабатывала, но все это происходило не в таких больших масштабах, как это раздувалось в СМИ. Ни в коем случае нельзя допускать повтора таких волнений и нужно учиться на уроках прошлых лет.
Я хочу, чтобы Тува была интернациональной и толерантной. Поверьте, эту работу мы проводим на самом высоком уровне. В том числе приглашаем учителей, носителей русского языка работать в районы и создаем для них определенные преференции. В нашем общем доме должна быть дружба, это основа развития, — заключил Шолбан Валерьевич.
Отвечая на вопрос модераторов встречи об условиях карьерного роста, Шолбан Валерьевич поделился с присутствующими формулой успеха, необходимой будущим профессионалам в сфере политики. Глава региона отметил, что молодым специалистам необходимо продолжать искать себя в любых, даже самых безвыходных, ситуациях. Только в этом случае можно добиться определенных высот в политике, бизнесе, в различных других сферах.
Найти себя в сфере политики будущим специалистам помогает и взаимодействие кафедры политологии ДВФУ с организацией профессиональных политологов в Приморском крае — центром социальных инноваций «Чёрный куб».
— Организация занимается не только профессионализацией молодых специалистов, обучающихся по программам политологии, государственного и муниципального управления, но и способствует формированию широкого кругозора у будущих управленцев, политических экспертов, аналитиков. Проект «Личное мнение», в рамках которого мы проводим регулярные встречи студентов с успешными и известными российскими политиками, бизнесменами и общественными деятелями, помогает будущим выпускникам приобрести активную жизненную позицию и в некотором роде приобщиться к современным процессам политики через непосредственное общение с ее представителями, — отметил Юрий Коломейцев.
По словам заведующей кафедрой политологии ДВФУ Натальи Коломейцевой, встреча студентов и политологов с главой Республики Тыва получилась очень интересной и полезной.
— Проект «Личное мнение» помогает будущим политологам разрушить стереотипы о государственной власти в стране. Они получают информацию из первых уст и без фильтров, могут делать личные выводы и иметь личное суждение обо всем нас окружающем. Я уверена, что это важнейший вклад в общее дело профессионального образования российских политологов и патриотического воспитания молодежи, — отметила Наталья Андреевна.