Преподаватель ДВФУ привез из университета Беркли хрестоматии и новый опыт

29 ноября 2012

Иван ПИСАРЕВ [текст],
фото из личного архива Ивана ЗОЛОТУХИНА

Недавно Иван Золотухин, руководитель образовательной программы «Международные отношения» Школы региональных и международных исследований вернулся из США, где проходил стажировку в университете Беркли. Мы попросили его рассказать о своих впечатлениях и некоторых отличиях американской системы преподавания от российской.

— У Беркли в свое время сложились хорошие отношения с ДВГУ, а теперь связи укрепляются с ДВФУ. Моя стажировка длилась семь недель с конца сентября до начала ноября. Целью моей стажировки был обмен преподавательским опытом с зарубежными коллегами. Также меня интересовали учебно-методические разработки по магистерским программам, ведь в нашем университете уже есть магистратура по международным отношениям на английском языке.

Нам, международникам, там есть чему поучиться. В Беркли имеется колоссальный опыт исследований по политологии и международным отношениям. Каждый год этот американский университет получает огромное количество всевозможных грантов, премий и наград.

В настоящее время там живут и преподают восемь нобелевских лауреатов (за всю историю Беркли здесь работал 71 нобелевский лауреат). Среди выпускников немало фигур с мировым именем. Вот лишь несколько современников: Грегори Пек, получивший «Оскара» за главную роль в фильме «Убить пересмешника», президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто и нынешний губернатор Калифорнии Джерри Браун. В международных и американских рейтингах Беркли стандартно входит в десятку лучших университетов мира.

ДИПЛОМ — ЕЩЕ НЕ ВСЯ МОТИВАЦИЯ

Я познакомился с тем, как у них подают материал ведущие профессора-гуманитарии и международники. Большую часть занятий студенты занимаются обсуждением нового материала, который они получают самостоятельно. Преподаватели используют много презентаций и видео. И все это у них работает. Я посмотрел статистику университета и сравнил объем знаний, которыми студенты владеют при поступлении и при завершении учебы. Разница в показателях оказалась четырехкратной: изначально при поступлении студент обладал 20% информации, при завершении — уже 80%.

Для студентов в Беркли мотивация — даже не диплом, а профессиональный рост, который позволит им в дальнейшем достичь вершин в карьере. Побуждение к учебе у них основывается на других вещах: первое — фактор престижа (студенты знают, что Беркли — один из ведущих университетов мира), второе — это требования к уровню, которому необходимо соответствовать, иначе будешь исключен. И третье — это вовлеченность студентов во внеучебную работу.

ПЕС ПЕДРО И «МЕРТВАЯ НЕДЕЛЯ»

Кампус Беркли — это второй дом каждого студента. Помимо разнообразных сообществ (fraternities and sororities) здесь очень много традиций, праздников, подчас весьма забавных. Одна из традиций, в частности, предписывает в ночь перед экзаменом звать Педро (у нас, как известно, зовут халяву). Связано это с псом одного из президентов университета по имени Педро. Однажды он потерялся, из-за чего его хозяин так расстроился, что пообещал отменить все экзамены в университете, если студенты найдут пса.

То, что у нас в России называется зачетной неделей, в Беркли именуют «мертвой неделей» (dead week). Это время перед итоговыми экзаменами. В эти дни запрещены все развлечения, чтобы не мешать студентам хорошо подготовиться.

Интересно и традиционное соперничество Беркли и Стэнфорда. Сейчас эта конкуренция между студентами университетов носит характер спортивных баталий, а раньше — в XIX и в начале XX века доходило даже до драк и битв «стенка на стенку».

Выпускники Беркли очень любят и чтят свой университет. У меня есть фотографии с мероприятия, на котором собрались выпускники прошлых лет. Со стороны кажется, что они вернулись в свой дом: заметно, что они с радостью вспоминают свои студенческие годы, и что им в стенах университета очень комфортно.

НОВЫЙ ОПЫТ

Для своих студентов я привез новые хрестоматии — в США это называется reader. В них работы ведущих американских ученых-международников. А еще обязательно расскажу своим магистрам о способах поиска информации по электронным ресурсам, это, надеюсь, поможет использовать возможности нашей библиотеки для нахождения более сложного и теоретически насыщенного материала, нежели тот, с которым студенты сталкиваются в повседневной жизни. Ведь магистрам необходимо владеть методологией гуманитарного анализа.

Встречи и знакомства с профессорами университета Беркли позволят в дальнейшем активнее общаться с коллегами. Я уверен, что такое взаимодействие в конечном итоге даст нам выход и на другие американские университеты. Уже есть первые успехи: профессор из Беркли Даррен Зук предложил мне организовать совместную летнюю школу по тематике международных отношений. Это будет интересно как нашим, так и американским студентам.