Преподаватели ДВФУ выступили в роли австралийских студентов
16 сентября 2013
Елизавета УСЕНКО [текст], Анастасия КОТЛЯРОВА, архив Полины Норкиной [фото] К началу учебного года двадцать четыре преподавателя различных кафедр Школы региональных и международных исследований (ШРМИ) ДВФУ, а также филиалов ДВФУ из других городов вернулись со стажировки, проходившей в рамках Программы развития университета. Пятинедельный курс обучения состоялся в университете Гриффит, в городе Брисбен (Австралия). Доценты кафедры профессионально ориентированных иностранных языков Полина Норкина и Галина Папышева поделились своими впечатлениями от поездки. — В зарубежную стажировку мы отправились впервые, — рассказывает Полина Норкина. — Кампус ДВФУ во многом похож на кампус Гриффита: так же много корпусов, которые, как и наши, нумеруются по уровням, а не по этажам. Новым студентам выдается карта кампуса, везде висят указатели. Программа стажировки не предполагала предоставления общежитий, все преподаватели жили в семьях. — Очень интересно было общаться с хозяйкой дома, где я жила, — делится впечатлениями Полина Норкина. — Ее семья переехала в Австралию из Ирландии 25 лет назад. Мы разговаривали каждый вечер. Я очень много узнала об ирландских обычаях и традициях, жаль, что не было с собой диктофона. — У кого-то в семье была достаточно теплая обстановка, у кого-то не очень. Большинство людей, принимающих заграничных студентов, делают ровно то, что должны делать, не более. Для них это просто бизнес,— комментирует Галина Папышева. Австралийская система обучения во многом отличается от российской. Там каждый университет в праве самостоятельно определять продолжительность академического часа. Интересно и то, что у разных курсов и групп время начала учебного дня не всегда совпадает. Наших преподавателей разделили на две группы, где, кроме сотрудников ДВФУ, не было других иностранных стажеров. — Мы учились с 8 утра до 4 дня, пара длилась час сорок пять минут. Задавали много, приходилось стараться изо всех сил, — рассказывает Галина Папышева. — На занятиях мы изучали методику правильной подачи учебного материала. В рамках занятий посещали пары студентов, наглядно учились тому, что нам объясняли на лекциях. В основном работали в группах, что в конце периода обучения немного надоело, хотелось больше самостоятельности. Любопытно, что дисциплина в Гриффите намного строже, чем в российских вузах. На территории кампуса четко обозначены места для курения, а в аудиториях висят таблички, запрещающие приходить на пары с едой и напитками. — Никто из студентов и сотрудников университета не нарушает установленных правил. ДВФУ этого очень не хватает, — сетует Галина Папышева. — Если говорить о самом процессе обучения, то там преподаватели никого не «тянут за уши», наоборот, все студенты сами стремятся к учебе и рассчитывают только на самих себя. — Так как учеба отнимала много времени, а темнело уже в 6 часов вечера, мы не успевали изучать город. Но на выходных все-таки удавалось выбираться на отдых. Мы посетили картинную галерею, выставку образовательных программ в отеле «Хилтон», кормили ручных дельфинов на острове Тангалума. Очень хотелось пообщаться с носителями языка, но, когда из университета, где речь преподавателей понятна и правильна, попадаешь на улицы города, становится труднее понимать уличный сленг австралийцев, — рассказывает Полина Норкина. — По окончании обучения мы получили сертификаты международного уровня, позволяющие нам, не являясь носителями английского языка, преподавать его как иностранный в любом учебном заведении мира. Подобные программы по повышению квалификации обязательно должны проводиться минимум раз в год. Это живой язык и живая культура, которые никогда не увидишь и не изучишь с помощью видеоуроков. Язык меняется — и преподаватель должен постоянно практиковаться, расти и совершенствоваться. Для того чтобы понять чужой язык и культуру, нужно самому прикоснуться к этому и изучить страну изнутри, — делает вывод Галина Папышева. — Нет ничего, что могло бы не понравиться в этой стране. Интересные лекции, культурные вежливые люди, завораживающие пейзажи… Однако мы все равно скучали по России, — признаются преподаватели.