Эксперт ДВФУ: об упрощении визового режима в рамках Свободного порта Владивосток

14 августа 2017

Тестовая эксплуатация системы электронных виз для иностранцев началась с 1 августа во Владивостоке в двух пунктах пропуска (морской пункт и аэропорт Кневичи). О том, как упрощение визового режима в рамках Свободного порта Владивосток (СПВ) повлияет на развитие региона и повышение привлекательности Дальнего Востока для иностранцев рассказал ведущий специалист Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Евгений Баранов.

Responsive image

— Евгений Валерьевич, как Вы оцениваете вводимый в свободном порту облегченный визовый режим?

— Упрощение визового режима в рамках режима Свободного порта Владивосток является одним из наиболее перспективных шагов в процессе развития привлекательности Дальнего Востока России для иностранных граждан. Согласно существующим оценкам, реализация Федерального закона от 13.07.2015 г. №212-ФЗ (со всеми поправками и дополнениями) и, что важно при анализе перспектив упрощенного визового режима, Федерального закона от 07.03.2017 г. №28-ФЗ способны значительно способствовать развитию региона.

Введение упрощенного визового режима положительно скажется на повышении привлекательности Владивостока с точки зрения туристического центра. Более того, данные меры послужат заметным подспорьем в увеличении и более эффективном характере деловых связей. При этом ожидаемый эффект будет различаться в рамках различных временных промежутков.

— Какой эффект возможен в краткосрочной перспективе?

— В краткосрочной перспективе — до 1 года — эта мера приведет к незначительному приросту туристического потока в СПВ. Причинами ограниченного эффекта послужат такие факторы, как, во-первых, необходимость относительно длительной подготовки задействованных государственных структур к полномасштабному введению всех требуемых мер; во-вторых, необходимость развернутого информирования иностранных граждан о возможностях режима СПВ.

Тем не менее, уже в краткосрочной перспективе снижение визовых барьеров будет способствовать более оперативному характеру деловых визитов, что окажет положительный эффект на возможности международного сотрудничества для российских компаний и общем инвестиционном климате региона. Примечательно, что данный период является чрезвычайно важным с точки зрения последовательного и своевременного запуска всех необходимых процедур. При реализации всех необходимых мер в указанный период потенциал режима СПВ уже можно будет наглядно наблюдать по результатам первого туристического сезона (лето 2018 года).

— Чего можно ожидать в среднесрочной перспективе — 1-5 лет?

— Мы прогнозируем заметное увеличение числа индивидуальных туристов (в основном из КНР и, в меньшей степени, из Японии). При проведении качественной информационной кампании по популяризации дальневосточного направления в туристической отрасли, а также, при возможности, расширении перечня государств, чьи граждане обладают правом на упрощенный въезд, возможен незначительный приток туристов из других стран (Сингапур, Турция, Индия). Что важно, в среднесрочной перспективе режим СПВ окажет позитивный эффект на формирование туристического имиджа Дальнего Востока России за рубежом. При отсутствии структурных сдерживающих факторов в бизнес-среде региона продолжится наращивание деловых связей и улучшение инвестиционного климата региона.

— А дальше?

— В долгосрочной перспективе (от 5 лет) дальнейший прирост числа туристов из стран текущего перечня упрощенного визового режима возможен только при условии значительного улучшения туристической инфраструктуры региона, а также роста предложения в сфере качественно новой культурно-досуговой деятельности. Также, как и в среднесрочной перспективе, продолжится наращивание деловых связей и улучшение инвестиционного климата Дальнего Востока (при отсутствии структурных сдерживающих факторов в бизнес-среде региона).

— Что может ограничить потенциал упрощенного визового режима?

— Текущая редакция вышеуказанных законодательных актов выгодно отличается от предыдущих версий и предложений, ранее выносимых на обсуждение (таких, как 72-часовой транзитный режим, наличие консульского сбора, т.д.). Однако, несмотря на ряд ожидаемых позитивных эффектов от реализации режима СПВ (особенно в среднесрочной перспективе), принятые законодательные акты в своей текущей редакции обладают рядом положений, способных заметно ограничить потенциал упрощенного визового режима.

В первую очередь, ограничение свободного перемещения по территории России до границ субъекта РФ, с которого был осуществлен въезд, существенно замедляет развитие туристического потенциала смежных регионов. Несмотря на то, что на данный момент подобное положение соответствует цели пошаговой апробации режима упрощенного въезда на конкретном регионе, в среднесрочной перспективе это выразится в отсутствии стимулов соседних регионов к развитию собственного туристического потенциала.

Более того, необходимо масштабное развитие туристической инфраструктуры на территориях, относящихся к СПВ, но территориально не принадлежащих Приморскому краю. При сохранении инфраструктуры на текущем/близком к текущему уровню эффект от упрощенного въезда (с точки зрения индивидуального и группового туризма) следует считать минимальным при учете целесообразности посещения слаборазвитого региона без возможности посетить как минимум иные территории, входящие в СПВ. В этом отношении крупные туристические проекты, такие как «Восточное кольцо России», лишаются значимого стимула к своему развитию.

Следует отметить, что данное положение является, безусловно, оправданным в контексте сосредоточения туристических потоков на Дальнем Востоке, а не использования СПВ как транзитной зоны для посещения центральных регионов. Несмотря на то, что подобные меры не уменьшают свою эффективность для бизнес-поездок и улучшения инвестиционного климата, они служат серьезным препятствием для наращивания туристического потенциала. Помимо комплексного развития туристической инфраструктуры, необходимо решение вопроса транспортной доступности отдельных частей региона в силу достаточно высоких цен на авиаперелеты по Дальнему Востоку.

Третьим немаловажным фактором, способным затормозить успешную реализацию проекта является слабая информационная поддержка упрощенного визового режима среди «целевой аудитории», т.е. иностранных граждан. На текущий момент в англоязычном, японскоязычном и китайскоязычном сегментах интернета информация о возможностях СПВ представлена чрезвычайно слабо. Более того, информация о возможностях режима отсутствует даже на сайтах консульских представительств РФ в 18 государствах, с кем действует упрощенный режим въезда. Исключение составляет лишь краткий анонс режима СПВ на веб-страницах российских консульств в Саудовской Аравии и ОАЭ, которые очевидно не рассматриваются как обладающие значимым потенциалом в наращивании туристического потока на Дальний Восток России. Информация о процедуре подачи заявления присутствует также на веб-странице консульства КНР во Владивостоке, что, однако, явно не способствует осведомленности китайских граждан, проживающих в самом Китае. При этом на данном этапе своей разработки веб-страница подачи заявления на электронную визу поддерживает только русский и английский языки, что абсолютно не отвечает запросам «целевой аудитории» (в особенности, гражданам КНР).

Список стран, чьи граждане обладают правом на упрощенный въезд в СПВ, также не является наиболее оптимальным для качественного и всеобъемлющего экономического развития региона. Среди стран текущего перечня «целевой аудиторией» являются, в первую очередь, граждане Китая и Японии, определенным потенциалом обладает привлечение туристов и, в большей степени, инвесторов из Индии и Сингапура.

В данной ситуации важным является успешная и последовательная апробация в течение первого года реализации упрощенного визового режима, которая способна во многом определить успех развития всей инициативы на последующие годы.