Взаимодействие народов в древности: профессор ДВФУ открывает неизвестные страницы мировой истории

22 января 2016

Валерий ПОСТНИКОВ [текст]

Владивосток, 22 января, газета «Остров.ру». Открытую лекцию о взаимодействии средневековых народов Дальнего Востока и Центральной Азии провел известный российский археолог, историк, антрополог, член-корреспондент Российской Академии наук, профессор ДВФУ Николай Крадин. Как показал ученый из Владивостока, история кочевых народов Евразии позволяет нам увидеть панораму мировой истории так же широко, как и история Великих географических открытий или Второй мировой войны.

— У нас существует специфическое, предвзятое отношение к кочевым народам Центральной Азии, — рассказывает Николай Крадин. — Гунны и монголы зачастую воспринимаются нами как дикие народы, разрушители цивилизаций. На самом деле роль кочевников в истории своеобразна. Вслед за разрушениями они несли различные инновации и связывали через евразийские степи и шелковый путь два великих центра цивилизации — Средиземноморье и Восточную Азию. А применительно к эпохе Средневековья мы можем говорить о таком феномене, как «монгольская» глобализация — распространение из Азии в Европу технологий, которые впоследствии стали основой прогресса в эпоху Нового времени: огнестрельного оружия, книгопечатания, компасов.

Профессор рассказал о находках, сделанных в ходе его археологических экспедиций в Монголии. Они свидетельствуют о широких культурных контактах в эпоху Средневековья. Так, в городище Чинтолгой-балгас (Монголия) были найдены жилища, оборудованные канами — особой системой отопления, распространенной к северо-востоку от Китая. Среди находок — статуэтка вельможи с маленькой собачкой на руках — след китайской традиции, а костяное изделие с изображением рыбки и множество рыбных костей и зерен — также нехарактерны для культуры монгольских кочевников.

Эти находки говорят о том, что в Центральной Азии в эпоху Средневековья существовали многонациональные «мегаполисы», где происходили культурные обмены между различными народами Востока. И они были результативными. Например, в Чинтолгой-балгасе археологи нашли костяную зубную щетку современного вида, которой около тысячи лет. Эта находка произвела фурор в монгольских СМИ, которые гордо заявили: «Наши предки не были варварами!».

Николай Крадин.JPG

Справка «Остров.ру»: Крадин Николай Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и антропологии Гуманитарной школы ДВФУ, член-корреспондент РАН. Николай Крадин ученый-антрополог с мировым именем, который проявил себя в археологии, этнологии и является универсальным специалистом. Он проводит исследования в Бурятии, Забайкалье, Монголии, Туве, Китае, на Дальнем Востоке России. К настоящему времени он автор более 400 научных работ, в том числе 11 монографий и соавтор 29 коллективных монографий. Николай Крадин член различных международных и российских антропологических, археологических и политических научных ассоциаций (EASA, EAA, IINC UNESCO, РАПН), редколлегий научных журналов «Краткие сообщения института археологии», «Археология, этнология и антропология Евразии», «Россия и АТР», «История и современность», «Вестник Бурятского научного центра», «Social Evolutionand History» и др.

Российско-монгольская археологическая экспедиция, возглавляемая Николаем Крадиным, имеет международное научное значение. Под его руководством российские ученые первыми начали археологическое изучение городов средневековой империи Ляо, которая в X–XII веках занимала территории Монголии и Северного Китая. Ее создатели — кидани  — считаются одним из великих народов средневековой Азии. Результаты этой экспедиции вызвали интерес у китайских, голландских, корейских археологов. Работа профессора Крадина значительно способствует развитию международных научных связей ДВФУ, что является важным для реализации Программы развития ДВФУ в рамках национального Проекта 5-100.

На раскопках городища киданей.jpg

На раскопках городища киданей


Исследования киданьских древностей помогают понять историю не только Восточной Азии, но и Дальнего Востока России. Как оказывается, присутствие разных народов в Центральной Азии объясняется не только торговыми контактами, но и трагическими событиями истории. В результате победы киданей над государством Бохай в X веке тысячи его жителей были депортированы в глубину азиатского континента, чтобы обеспечивать военные гарнизоны киданей. Поэтому киданьские городища в Монголии так напоминают археологам укрепления бохайских городов — они были построены с помощью распространенной в Бохае технологии возведения валов.

В Монголии находится множество других свидетельств взаимодействия народов Азии. На основе этих материалов Николай Крадин в соавторстве с археологом и востоковедом, ведущим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Александром Ивлиевым издал в 2014 году книгу «История киданьской империи Ляо (907–1125)».

Отметим, что открытая лекция профессора Николая Крадина «Взаимодействие средневековых народов Дальнего Востока и Центральной Азии» прошла в Приморской публичной библиотеке им. А.М. Горького и вызвала большой интерес у слушателей.

Фотографии предоставлены Николаем Крадиным