Крепостное наследие

7 ноября 2012

Роман АВИЛОВ, аспирант кафедры Отечественной истории и архивоведения ДВФУ [текст],
smitsmitty.livejournal.com [фото]

Выход нескольких новых книг о Владивостокской крепости и саммит стран АТЭС вновь привлекли внимание общественности к забытым страницам истории Владивостока, а вместе с ним — и к истории острова Русского, где расположился кампус Дальневосточного федерального университета.

Сама стройка и новый облик острова стали поводом для разговоров о том, как сохранить в целостности находящиеся на острове объекты историко-культурного наследия. Иными словами — все те многочисленные форты, батареи, береговые капониры, доты, орудийные полукапониры и т. д., которые постоянно попадаются на глаза любому наблюдательному человеку, оказавшемуся во Владивостоке, и придают краевому центру необычный облик и уникальный колорит города-крепости.

КЛЮЧ ОТ ГОРОДА

Каким бы путем вы не пытались попасть на остров, вам обязательно встретятся фортификационные сооружения. Если добираетесь на остановку «Подножье» на пароме, то стоит вам поднять глаза, как увидите очертания форта Русских на одноименной горе. Поедете по мосту на автобусе или автомобиле — непременно заметите оказавшуюся слева, почти под мостом, Новосильцевскую батарею. В рамках подготовки к саммиту на ней провели реставрационные работы и установили макеты орудий, так что батарея теперь смотрится весьма внушительно.

С военной точки зрения, остров Русский является ключом к Владивостоку с моря. Следовательно необходимость хотя бы минимальной его обороны была осознана военными достаточно рано. Когда грянула Русско-турецкая война 1877—1878 гг., всерьез возникла угроза вступления в нее на стороне Турции Британской империи. Последнее было чревато попыткой захвата англичанами стратегически наиболее важного пункта на российском Тихоокеанском побережье, каковым в тот период являлся Владивосток. Похожая ситуация уже имела место во время обороны Петропавловска-на-Камчатке во время Крымской войны, когда лишь доблесть и выучка российских войск позволили отбить англо-французский десант и не допустить захвата города. Поэтому угроза Владивостоку оценивалась как более чем реальная. Однако если вход в городской порт в то время уже худо-бедно прикрывался береговыми батареями, то на острове Русский никаких укреплений тогда еще не было.

ПЕРВЫЕ БАТАРЕИ

Первые оборонительные сооружения появились в начале 1880-х годов, когда из-за проблем разграничения сфер влияния в Центральной Азии англо-русские отношения обострились до предела и оба государства, параллельно с ведением переговоров, готовились к войне. Причем воевать собирались как раз на Дальнем Востоке. Британские военно-морские силы по приказу из Адмиралтейства разрабатывали планы высадки десанта во Владивостоке или заливе Посьета, а российское командование, в свою очередь, провело мобилизацию войск созданного незадолго до этого Приамурского военного округа, и сосредоточило их в наиболее угрожаемых районах.

К счастью все недоразумения удалось решить дипломатическим путем. Однако вопрос об усилении обороны Владивостока, а соответственно, и Русского острова, встал ребром. Меры были приняты незамедлительно, и уже в 1888 году в дополнение к законченному и вооруженному в 1882 году укреплению перешейка на острове ввели в строй Новосильцевскую батарею на мысе Новосильского, также построили батарею Ларионовскую Центральную у мыса Ларионова. А несколько позже там возвели батареи Ларионовскую Северную, Ларионовскую Южную и Ларионовскую Уступную. Все они имели довольно простое устройство: орудия устанавливали на деревянные основания, набранные из шпал, стянутых болтами. Орудийные дворики были прикрыты с фронта земляным бруствером и отгорожены от соседних земляными же траверсами, в которых имелись бревенчатые погребки для боеприпасов и различного имущества. С тыла такие батареи были замкнуты земляным валом для защиты от вражеского десанта и в случае необходимости могли служить в качестве опорных пунктов для пехоты. Бетонные ниши и несколько подземных бетонированных погребов для боезапаса на них построили уже в 90-е гг. XIX в. Следует отметить, что выбор позиции для батарей оказался настолько удачным, что часть из них, хорошо вписавшуюся в эволюционировавшую концепцию обороны крепости, со временем лишь перестроили в укрепления из бетона, которые и можно увидеть в настоящее время.

Первым капитальным фортификационным сооружением на острове стало укрепление на перешейке, построенное в 1880—1882 гг., располагавшееся на том самом месте, где в 1897—1899 гг. прорыли канал между проливом Босфор Восточный и бухтой Новик. Канал этот тоже был важнейшим элементом оборонительной системы Владивостокской крепости, поскольку позволял некрупным кораблям, например, миноносцам, спокойно перемещаться из Золотого Рога в бухту Новик и обратно. Это давало возможность максимально использовать минные заграждения для прикрытия обоих входов в пролив Босфор Восточный.

РУБЕЖ ОБОРОНЫ

Военное строительство на острове велось с 80-х гг. XIX в. и до начала Русско-японской войны почти непрерывно. В результате к 1904 году там были уже не только береговые батареи, но и два форта: форт Русских («Южный»), начатый постройкой в 1897 году на одноименной горе, и Временное укрепление № 4 (форт Поспелова) на Саперном полуострове.

Вопреки мнению отдельных специалистов, Владивостокская крепость свою задачу в период Русско-японской войны выполнила. После долгой и кровопролитной борьбы за Порт-Артур японское командование пришло к выводу, что их армия просто не выдержит штурма еще одной такой «неготовой к войне» русской крепости, и вместо запланированных активных действий против Владивостока санкционировало захват Сахалина.

После Русско-японской войны 1904—1905 гг. и дискуссий о различных подходах к обороне всего Южно-Уссурийского края и Владивостока было решено существенно усилить оборону крепости. Масштабное строительство началось в 1910 году. В результате к началу Первой мировой войны Владивосток был превращен в крупную современную морскую крепость, хотя она и не была полностью достроена.

Остров Русский был полностью вписан в систему обороны города, под названием «Южный отдел обороны крепости». По всему периметру острова были построены новые и усилена часть старых береговых батарей, общая численность которых превышала 50 штук. Возведены четыре форта: № 9, 10, 11 и 12. Они существенно отличались от всех остальных Владивостокских. Более того, аналогов такому расположению фортов нет и в других береговых крепостях, поскольку не существует ни одной крепости конца XIX — начала ХХ вв. вдоль приморского фронта, в которой была бы устроена линия пехотных фортов, обращенных в стороны моря.

Исходя из размещения и вооружения береговой артиллерии, основная тяжесть борьбы с возможным неприятельским десантом ложилась на скорострельную противоштурмовую артиллерию и пехоту. Непосредственно на берегу, как правило неподалеку от уреза воды, в береговых капонирах и полукапонирах разместили трехдюймовые скорострельные пушки образца 1902 года на колесных лафетах. В случае бомбардировки побережья неприятельским флотом эти пушки можно было спрятать в специальных бетонных убежищах, не просматривавшихся с моря. При непосредственной атаке побережья неприятельским десантом пушки предполагалось выкатывать на открытые земляные площадки для стрельбы прямой наводкой. Размещать основную массу пехоты вблизи уреза воды было бы неразумно, поскольку она в этом случае была бы подвергнута прямому обстрелу неприятельской корабельной артиллерией. Да и размещенными таким образом войсками было бы трудно быстро маневрировать. Поэтому основной рубеж обороны был выбран в полутора-двух километрах от берега на гряде высот, господствующих над побережьем.

Для основной массы войск, которые должны были своим огнем и контратаками поддерживать береговые капониры, и потребовалось построить надежные форты, защищавшие от штурма открытой силой и обстрела корабельной артиллерией. Удержание господствующих над побережьем высот позволило бы, в случае необходимости, корректировать огонь расположенных позади них на закрытых позициях полевых гаубичных батарей по линии берега. За линией фортов по обратным скатам высот были проложены удобные шоссейные дороги, закрытые от обстрела со стороны моря и позволявшие легко осуществлять перемещение войск вдоль линии обороны.

В советское время оборона острова Русского продолжала совершенствоваться по мере изменения подходов к ведению войны. В 20-30-е гг. в его бухтах появились новые батареи, орудийные капониры, доты. Построили и знаменитую Ворошиловскую батарею (305-милиммитровую береговую башенную батарею № 981). Сейчас мощнейшая береговая артиллерийская батарея на всем российском Дальнем Востоке за всю его историю — филиал военно-морского музея Тихоокеанского флота.

ВЫГОДЫ СОСЕДСТВА

Остров Русский, как, впрочем, и весь полуостров Муравьева-Амурского с Владивостоком, по сути является своеобразным военно-историческим заповедником, местом, где бок о бок соседствует памятники фортификационной мысли разных периодов: эпохи крепостей фортового типа и распыленной фортификации, времен Российской империи и Советского Союза. И эти памятники нуждаются не только в дальнейшем изучении специалистами, но и в бережном отношении. Ведь сохранение памяти о нашем героическом прошлом ради великого будущего — долг каждого, в том числе — студентов Дальневосточного федерального университета. И, кто знает, возможно именно переезд ДВФУ на остров позволит взять шефство над историческими и культурными памятниками этой земли.

Другие фото доступны в нашей фотогалерее.

НА ФОТО: Реконструированная с макетными орудиями Новосильцевская береговая батарея (батарея № 375) на острове Русский. Сентябрь 2012 года