Студенты ДВФУ — за решение проблем «пробок» и детских садов

28 июля 2012

Ульяна ПАМШЕВА [текст],
Ксения НОВИКОВА [фото]

Владивосток по праву можно назвать самым автомобильным городом России. Всего в столице Приморья более 400 тыс. машин на 600 тыс. жителей. Столько же, сколько в Новосибирске, где населения в два раза больше. Казалось бы, можно порадоваться за состоятельность жителей города у моря, вот только местные радиостанции уже несколько лет каждые полчаса успешно принимают «пробки от населения».

Многокилометровые заторы стали ежедневной составляющей жизни жителей Владивостока. Как решить эти и другие городские проблемы, знают математики Дальневосточного федерального университета.

— Например, недавно перед студентами-математиками 3 курса, проходящими производственную практику, стояла задача выяснить причины и определить основные параметры ежедневного дорожного затора на выбранном участке дороги, — рассказал руководитель проекта, доцент кафедры математических методов в экономике, кандидат физико-математических наук Валерий Достовалов. — Все исследования проводились на основе полугодовых данных спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, которая недавно была задействована администрацией города на сотнях коммерческих автобусов, проезжающих по участку «Горпарк» — «ул. Фокина».

Именно использование современных методов исследований и оборудования придает научной работе студентов очень высокий уровень, считает преподаватель. Третьекурсники специализации «Исследование операций государственного и муниципального управления» кафедры математических методов в экономике изучили зарубежный опыт регулирования дорожного движения, провели замеры пробок. В результате студенты пришли к выводу, что одной из причин затора на исследуемом участке дороги является слияние двух транспортных потоков и пересечение автобусами маршрутной сети на участке дороги «Краевая больница» — «Семеновская».

В качестве одной из мер ликвидации этой проблемы участники исследования предложили ввести встречное одностороннее движение автобусов по правой выделенной полосе Океанского проспекта от Покровского парка до улицы Мордовцева. Естественно, при полном запрете на этом участке парковки автомобилей.

Это не первый подобный опыт студентов экономистов-математиков. Последние три года, в рамках производственной практики, они занимаются экономической теорией пробок, моделированием транспортных потоков, даже выполняют на эти темы дипломные работы, которые находят признание на различных конкурсах. Так, например, работа Е. Чалой (руководитель Н. Б. Шамрай) «Построение матрицы корреспонденций для транспортной сети г. Владивостока» была удостоена в 2009 году третьей премии на Всероссийском конкурсе дипломных работ по экономике. Еще один удачный проект прошлых лет — оценка работы скорой помощи во Владивостоке — вылился в научную публикацию.

Изменение транспортных потоков в центре Владивостока, которое произошло больше года назад, также не обошлось без участия студентов ДВФУ. Существует мнение, что в результате введения одностороннего движения в центре, движение по Океанскому проспекту несколько улучшилось, однако по улице Алеутской жители города Владивостока вновь получили пробку. К сожалению, на момент введения одностороннего движения по Океанскому проспекту и улице Алеутской моделирование перераспределения транспортных потоков выполнено не было. Такие расчеты были сделаны лишь весной этого года.

Что касается прошлых проектов, реализованных во время производственной практики, то в 2008 году измерялась степень удовлетворенности жителей города Владивостока организацией транспортного обслуживания населения. Проект прошел очень трудно, объемы работ оказались не по силам небольшой группе студентов. Более удачен был проект по оценке работы скорой помощи во Владивостоке и оценке дошкольного образования во Владивостоке.

Что касается проблемы детских садов во Владивостоке, то наши предложения и оценки остаются актуальными. Для того, чтобы запустить экономические механизмы в этой сфере, необходим краевой закон о целевой компенсации семьям с ребенком за непредоставленное место в детском дошкольном учреждении. По нашим оценкам, семьи Владивостока должны получить порядка 400 миллионов рублей в год компенсаций. Казалось бы, что общего между детскими садами и пробками? Их объединяет то, что малыш без места в детском саду и застрявший в пробке горожанин — все это производство антиблага, за которое необходимо платить производителям этого неудобства — государству.

Городские власти начинают оценивать потенциал студенческих исследований ДВФУ. Начальник управления транспорта администрации Владивостока Максим Молчанов лично ознакомил студентов-математиков с работой администрации по внедрению современных технологий в управление транспортом в столице Приморья. Концепция строительства и организации автопарковок с одновременным приоритетным развитием общественного транспорта, «интеллектуальные» светофоры и многие другие аспекты вызвали интерес у преподавателей и студентов.

— Наша задача заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, умеющих решать актуальные проблемы современными экономико-математическими методами, — уточняет Валерий Достовалов. — Студенты после практики, курса региональной экономики участвуют в работе научных конференций, их приглашают для выступлений организаторы семинаров для некоммерческих организаций. Мы готовы при наличии ресурсов переходить от пилотных к реальным проектам. Проблема городских транспортных потоков, другие подобные, это сложная экономико-математическая задача, тем более в условиях города Владивостока, когда градостроительные решения определяются ограничениями, связанными с исторической застройкой города (город-крепость), ландшафтом и прочим.

К сожалению, общепринятая мировая практика «сначала моделирование — потом транспортные инвестиции» пока не нашла применение в России, и заранее говорить о каких-либо реальных плодах сотрудничества с городской, краевой властью не приходится. Бюджетные инвестиции в транспортную инфраструктуру таких размеров возможны только за счет средств федерального бюджета. Но, надеюсь, что эта ситуация изменится, — все-таки с определенным оптимизмом отмечает Валерий Николаевич.