Такой знакомый неизвестный Хуньчунь

16 мая 2014

Валерий ПОСТНИКОВ [текст и фото]

Мы привыкли, что наш ближайший зарубежный город-сосед и «столица» приграничного шопинга — это Суйфэньхэ. Но в 2000-х у него появился конкурент, который объявил себя «жемчужиной приграничного туризма». Это Хуньчунь — город на стыке границ России, Китая и КНДР. Это место действительно все больше привлекает туристов из России: кто-то едет туда бюджетно вставить зубы, кому-то там приглянулась жилплощадь, но большинство — разнообразно провести досуг.

Мало кто сейчас знает, что название Хуньчунь можно встретить не только в современных рекламных проспектах, но и на страницах исторических книг. Оказывается, у этого скромного провинциального города есть свое интересное прошлое, которое тесно связано с Приморьем. С историей Хуньчуня у нас есть немало общих страниц, которые могут быть интересны и краеведам, и любознательным туристам.

Хуньчунь был основан 300 лет назад, и это само по себе — замечательный повод вспомнить его историю. В 1714 году распоряжением из Пекина было создано пограничное Хуньчуньское фудутунство (военное губернаторство). В переводе с маньчжурского название Хуньчунь означает конец реки. В первой половине XIX века о нем говорит востоковед Никита Бичурин как об одном из основных городов провинции Гирин в Маньчжурии.

Во Владивостоке о Хуньчуне узнали уже в 1860-х годах. Это было ближайшее к нам обжитое место, где можно было приобрести продовольствие и повседневные товары. Первый историк Владивостока Николай Матвеев сообщает, что в январе 1863 года в Хуньчунь для налаживания торговли поехали владивостокский купец Яков Семенов и начальник военного поста лейтенант Евгений Бурачек. В то время они являлись первыми лицами Владивостока и, по сути, это была делегация в Хуньчунь «на высшем уровне». Первая попытка завязать торговлю с соседом оказалась неудачной. Но с тех пор название Хуньчунь постоянно звучит в нашей истории. Знаменитый исследователь Азии Николай Пржевальский в своей книге «Путешествие в Уссурийском крае» (1870) сообщает, что в 1867 году снаряжение для путешествия представляло большую проблему в нашем неосвоенном крае, но «в приграничном маньчжурском городе Хунчуне» смогли купить лошадей и экспедиция была успешно продолжена. Так Хуньчунь оказался на стыке интересов России и Китая. Местный краевед и военный деятель Иван Надаров составил географическое описание «Поездка по долине Хунчунки», изданное в 1890 г.

Как выглядел старый Хуньчунь в конце XIX — начале XX веков, описывает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Город был обнесен высокой глиняной зубчатой стеной толщиной в три сажени, с барбетами, бойницами и глубоким рвом и являлся местопребыванием военного губернатора. Близ города располагался сильно укрепленный китайский лагерь. Жителей 5–6 тысяч. Город был соединен телеграфом с Гиринем и Новокиевском, в нем находились китайская школа русского языка, много китайских фирм, ведущих торговлю с Приамурским краем и Кореей, он же был известен как центр найма китайских кули (рабочих) на промыслы трепанга и морской капусты.

Карта приграничных территорий России, Китая и Кореи. 1905 г.

С Хуньчунем связаны немаловажные для нас исторические события, о которых можно рассказать отдельно:

Хуньчуньский протокол 1886 года. В 1880-х годах между Китаем и Россией возникли пограничные споры. Развивалась сложная ситуация, подстрекаемая иностранными державами, возникла вероятность военного конфликта в регионе. В 1885 году цинское правительство поручило вести переговоры с русской администрацией дубаню (уполномоченному комиссару) У Дачэну. С российской стороны председательствовал военный губернатор Приморской области генерал Иосиф Баранов. Результаты переговоров, которые велись с мая по октябрь 1886 года, были зафиксированы в Хуньчуньском протоколе от 21 июня (4 июля) 1886 года и окончательно оформлены в Новокиевском протоколе, подписанном в октябре того же года. Эти документы уточнили и подтвердили границы России и Китая и, главное, устранили возможность войны.

Взятие Хуньчуня в 1900 году. В 1900 году в Китае вспыхнуло «боксерское восстание», начались массовые беспорядки. «Боксеры» разрушили КВЖД и угрожали жизням мирных жителей, в том числе русских. Николай II приказал ввести войска в Маньчжурию. Хуньчунь был на пути у русских войск. Операцию по взятию крепости было поручено провести генерал-майору Николаю Айгустову, возглавившему Ново-Киевский отряд. Генерал-губернатор Николай Гродеков сообщал в отчете военному министру о взятии Хуньчуня: «Боевые действия начались в 5 часов утра 17 июля, китайцы сопротивлялись упорно. С нашей стороны убиты командир 6-й горной батареи подполковник Постников и подпоручик 16-го стрелкового полка Квятовский… Нижних чинов убито 6, ранено 4. Потери неприятеля свыше 1000 человек; захвачены орудия на фортах и при преследовании… 17 июля в 8 часов овладели Хуньчунем… Падение крепости Хуньчуня со значительным гарнизоном лучших войск и артиллерии, имеет важное значение для всего хода военных действий на северном Маньчжурском театре».

В 1931—1945 годах, когда японцы оккупировали Маньчжурию, они построили Хуньчуньский укрепрайон Квантунской армии — многокилометровое кольцо бетонных и земляных фортификаций. 12 августа 1945 года в ходе Маньчжурской наступательной операции соединения левофланговой 25-й армии с боями овладели Хуньчуньским укрепрайоном. Этот день можно считать датой освобождения города от милитаристской Японии.

После Второй мировой войны Хуньчунь оставался провинциальным городом. В 1950 году его население составляло около 20 тыс. человек. Несмотря на довольно солидный по нашим меркам возраст — 300 лет, в Хуньчуне не сохранилось каких-либо особенных памятников старины. Стены старого города срыты, традиционные кварталы снесены, а буддийский монастырь Лин Бао в Хуньчуне сейчас представляет собой новострой.

Но с 1990-х годов, и особенно в 2000-х, город стал стремительно развиваться. Сейчас это вполне современный город из стекла и бетона, привлекательное место для туристов и предпринимателей, удивляющее своим колоритом. Он необычен даже для китайцев. Около половины населения города составляют корейцы и значительную часть — этнические маньчжуры. Они внимательно относятся к сохранению своих национальных традиций, что придает своеобразие Хуньчуню — этому удивительному уголку Восточной Азии, объединяющему Китай, Корею и Россию.