За ВКАД возьмется Гипростроймост

16 октября 2013

Началась работа по проекту строительства первой владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), сообщила администрация Владивостока. Эксперты оценивают строительство в 35 млрд руб., и эта цифра может значительно возрасти, если будет принято решение строить над водой не один участок, а всю трассу, чего добиваются мостостроители. Городские власти рассчитывают на помощь федерального центра, но в случае отказа намерены привлечь иностранный капитал на условиях концессии, сообщает «Коммерсантъ».

Предпроектной проработкой владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД) займется компания «Гипростроймост — Санкт-Петербург», генеральный проектировщик Золотого моста во Владивостоке, сообщила администрация Владивостока. Глава города Игорь Пушкарев встретился с директором филиала компании и обсудил концепцию проекта, а также этапы первых работ по ВКАДу.

— Мы предложим несколько вариантов расположения дороги: по берегу и по морской акватории. Что касается второго, за образец можно взять низководный мост Де-Фриз — Седанка, — отметил на встрече с мэром директор филиала ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» во Владивостоке Игорь Скороход. По его словам, в течение этого месяца специалисты будут заниматься сбором данных для проекта: вести топографические съемки, изучать грунт, рельеф, расположение коммуникаций, интенсивность движения и пр. Далее собранная информация будет отправлена в Санкт-Петербург на обработку.

— Необходимо до конца года объявить конкурс на проектные работы, чтобы не терять времени и как можно быстрей приступить к разработке проекта и впоследствии к строительству. Поэтому сегодня от вас многое зависит, — поставил задачу глава Владивостока.— Новая дорога должна не только быть полезной, но и стать украшением Владивостока.

Игорь Скороход заверил, что в течение октября все данные будут собраны. До конца ноября должны быть утверждены возможные варианты расположения дороги. И в декабре специалисты представят результат: плюсы и минусы всех вариантов, оценочную стоимость, сроки и пр.

— По сути, в пределах городской черты существует одна дорога, в которую стекается несколько транспортных потоков. И если в районе Эгершельда происходит ДТП с участием длинномера, то «пробка» из-за этого может тянуться до центра города. А иногда — до кольца Третьей Рабочей. Это, конечно, неправильная ситуация. Основную дорогу нужно разгружать за счет дорог-дублеров, потому что в пробках стоит общественный транспорт, в котором ездят десятки тысяч людей. Они садятся в автобусы и троллейбусы, чтобы доехать, а не для того, чтобы стоять в пробках. Поэтому ВКАД, как дорога-дублер, жизненно необходима,— заявил Игорь Пушкарев, выступая на радио «Лемма».

Согласно концепции, новая магистраль будет четырехполосной: по две полосы в каждую сторону. Она пройдет от низководного моста на Седанке вдоль побережья Амурского залива и выйдет в район Токаревского маяка, а в перспективе соединится с улично-дорожной сетью острова Русский, создав тем самым большую кольцевую автодорогу. Выделено три этапа строительства, и каждый из них разбит на очереди, внутри которых предусмотрены пусковые комплексы, чтобы после строительства небольшого участка сразу включить его в городскую инфраструктуру.

Строительство этой трассы предусматривалось всеми генеральными планами Владивостока, начиная с 1974 года, но до реализации дело так и не дошло. В рамках первого городского проекта «Народная экспертиза», проходившего во Владивостоке с 10 июня по 29 июля 2013 года, в поддержку строительства ВКАД высказалось более 102 тыс. владивостокцев. В целом в опросе приняли участие 148 тыс. 433 горожанина, то есть почти каждый третий совершеннолетний житель Владивостока. Опросы проводились на улице, в офисах, а также по месту жительства горожан, что позволило максимально охватить все слои населения. Жителям Владивостока было предложено выбрать из семи предложенных городских проектов три. Первым в рейтинге стал проект строительства «ВКАД», получивший почти 69,3% голосов от числа принявших участие в опросе.

Городские власти надеются, что с финансированием поможет федеральный центр.

— Есть поддержка на правительственном уровне, поскольку это важнейший инфраструктурный проект. Ведем переговоры с китайскими инвесторами, которые готовы реализовать этот проект на условиях концессии на 20 лет. Это дорога-дублер, и она может быть платной, а у горожан будет выбор: толкаться в пробках и жечь бензин или за небольшую плату быстро выехать из города. Это мировая практика. Но, конечно, я бы хотел, чтобы она была бесплатной. Ведем переговоры с Минтрансом, — сообщил мэр Владивостока.

С главой краевого центра Приморья спорит заслуженный строитель РФ, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы Дальневосточного федерального университета Валентин Аникеев:

— Речь идет не о дороге, а о городской магистрали, проходящей по нескольким улицам. Она по определению не может быть платной, поэтому никакие концессии тут ни при чем. В мировой практике платными могут быть дороги, но не улицы! А дублер, ведущий от Седанки до Токаревки, городу не нужен, ему нужна магистраль, разгружающая существующие меридиональные улицы, прежде всего в центре, и обслуживающие прилегающие районы.

Стоимость строительства во многом зависит от того, как пройдет автодорога. По информации «Ъ», Тихоокеанская мостостроительная компания, строившая мост через бухту Золотой Рог и низководный мост Де-Фриз — Седанка к аэропорту Владивостока, выступает за прокладку ВКАД полностью над морем. Однако специалисты критикуют этот вариант.

— Всю магистраль делать надводной нет смысла. Во-первых, в таком случае она слишком дорого обойдется. Во-вторых, она не стыкуется с городской инфраструктурой, значит, будет менее полезна горожанам. Над морем надо пустить лишь один участок — от устья Второй Речки до района нефтебазы. И даже в таком случае протяженность магистрали составит около 22 км, а приблизительная стоимость — около 35 млрд руб., — сообщил Валентин Аникеев. В целом же он поддерживает идею ВКАД, как и его коллеги.

— Выехать из города сейчас можно только по одной трассе, и Владивосток уже сейчас задыхается от автомобильных пробок. Так что объездная дорога — самая важная на сегодня. В каком бы виде ее ни построили. Но, конечно, хотелось бы увидеть эстакады, дабы не было пересечений с существующими трассами и можно было бы обеспечить на новой дороге высокую скорость. Я двумя руками поддерживаю проек»,— прокомментировал «Ъ» главный архитектор «Приморгражданпроекта» Владимир Воробьев.

  Газета «Коммерсантъ»