В ДВФУ успешно реализуется новая модель обучения студентов «Образование 2.0»

26 декабря 2016

Автор: Валерий Постников

В 2016 году в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) были запущены крупные инновационные проекты: «Образование 2.0», «Управление 2.0» и другие. О том, как они реализуются в настоящее время, и как будут развиваться в 2017 году, рассказывает директор Школы гуманитарных наук, председатель Комитета управления проектами ДВФУ Феликс Ажимов.


— Феликс Евгеньевич, Комитет управления проектами создан сравнительно недавно. В чем его цель?

— Университет развивается динамично, в нем действует много различных проектов, и возникла потребность координировать их, постоянно корректировать, следить за эффективностью. Без надлежащего мониторинга есть опасность, что проекты станут работать формально, а не на результат. Для этого по инициативе исполняющего обязанности ректора Никиты Анисимова было предложено создать временный коллегиальный орган — Комитет управления проектами (далее — Комитет). Его задача — мобилизовать работу над проектами, в первую очередь связанными с Программой развития и Программой повышения конкурентоспособности ДВФУ.

Комитет был создан в октябре 2016 года. В него входят штатные сотрудники, имеющие непосредственное отношение к проектной работе, — заместители директоров Школ по развитию, директора департаментов. Основные проекты, которыми сейчас занимается Комитет, — «Образование 2.0», «Управление 2.0», реализация стратегической академической единицы «Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований» (САЕ ЦАТИ). В целом он действует как единый коллегиальный орган, который занимается вопросами реализации инфраструктурных и локальных проектов ДВФУ.

— Как будут развиваться ведущие проекты ДВФУ в следующем году?

— Из действующих проектов наибольшее значение сейчас имеет «Образование 2.0». Он самый масштабный, интересный, серьезный и отражает главное направление деятельности университета. В 2017 году мы должны сделать очень важный шаг — перейти от дисциплин Core education, которые формируют общеуниверситетские компетенции, к реализации профильных модулей. В этом важно соблюсти грань между стремлением погрузиться в узкую специализацию и желанием охватить многое, не дав студентам определенных профессиональных компетенций. Эту задачу мы полагаем решить через систему Major / Minor, которая сочетает основной и дополнительный профессиональные модули и распространена в большинстве стран Запада и АТР.

Внедрение системы Major / Minor станет для нас основной задачей в 2017 году. С профилями Major нам все понятно, потому что они в основном представляют собой направления подготовки, которые выделило университету Министерство образования и науки вместе с контрольными цифрами приема. Следующим шагом должно стать определение перечня дополнительных специализаций Minor. Особенность в том, что каждый студент должен будет выбрать область знаний, отличную от своей основной специализации, и мы это делаем впервые.

Таким образом, в следующем году нужно подготовить систему обучения студентов на втором, третьем и четвертом курсах. Это большая и ответственная работа. Но и она не отражает полностью наши цели. Современная жизнь очень динамична и постоянно ставит нас перед вопросом, как дать студенту актуальное образование. Мы должны учить студентов добывать знания, для этого нужен определенный подход, и в следующем году предстоит его выбрать. Конечной целью является воспитание студентов, способных к саморазвитию, которые умеют и любят учиться.

— Как, по вашему впечатлению, проходит реализация проекта «Образование 2.0»?

— Конечно, оценивать действие проектов Core education и «Образование 2.0» преждевременно, но в целом я вижу положительный эффект. Очень интересно будет посмотреть на результаты учебного года в мае — июне 2017 года, услышать мнение студентов и преподавателей.

По Школе гуманитарных наук можно сказать, что обучение в рамках Core education проходит успешно. Студенты к нам поступили подготовленные, со средним баллом ЕГЭ выше 70, и в целом производят хорошее впечатление. Учатся они в смешанных группах, что позитивно сказалось на климате, который сейчас наблюдается в студенческом коллективе в ШГН, это видно на лекциях и на переменах. Они общаются, у них уже сложились уникальные творческие коллективы. Я вижу в этом очень хороший знак, потому что наука — это коммуникативное пространство, которое должно давать возможность общения с коллегами, оппонентами, конкурентами. Это очень важно в наше время.

— Какие еще приоритетные проекты развиваются в ДВФУ?

— Один из ведущих проектов — создание стратегической академической единицы «Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований». ДВФУ выиграл конкурс в рамках Национального проекта «5-100» с инициативой данного проекта весной 2016 года. Решено, что это будет консорциум (координационный совет, объединение) из шести Школ ДВФУ социально-гуманитарной направленности, ведущих регионоведческие исследования в рамках АТР.

Летом 2016 года был объявлен конкурс исследовательских и образовательных проектов для реализации в рамках САЕ ЦАТИ. В декабре из 42 представленных заявок Академическим советом университета были одобрены 17. Перед нами стоял непростой выбор, так как все проекты подготовлены на высоком уровне и затрагивают актуальные вопросы интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. В итоге мы сфокусировали внимание на наиболее прорывных научных темах: безопасность, предпринимательство и инновации, взаимодействие культур и цивилизаций в АТР, развитие Тихоокеанской России.

Еще один очень важный проект — «Управление 2.0». Его суть — перераспределение полномочий и ответственности между службами проректоров и Школами. Это необходимо, потому что ДВФУ — колоссальная организация федерального масштаба и ею невозможно управлять по принципу единоначалия. С другой стороны, неприемлема и полная автономия Школ. Нужен разумный баланс централизации и автономизации. Сейчас управленческие полномочия отчасти уже перенесены из ректората в Школы. Но есть еще другие процессы — финансовые, образовательные, международные, инновационные, хозяйственные. Грамотно выстроить их — очень серьезная задача, она требует скрупулезного подхода. Одним из очередных решений в рамках проекта стала организация академических департаментов вместо прежних кафедр, что должно усилить связь образования и науки в ДВФУ. В целом, результатом этого проекта должен стать стабильно работающий университет, который в любых условиях является экономически и финансово устойчивой единицей, где есть много структурных подразделений, которые видят свою ответственность и ресурсы.

Напомним, приоритетные проекты разработаны для реализации Программы развития ДВФУ и Программы повышения конкурентоспособности среди ведущих вузов мира. Они одобрены Международным экспертным советом Национального проекта «5-100» и нацелены на развитие университета как одного из ведущих научно-образовательных вузов России и Азиатско-Тихоокеанского региона.